История театра

Государственный Академический большой театр оперы и балета имени Алишера Навои заслуженно считается ведущим театром Узбекистана, его национальной гордостью, притягательным центром музыкально-театральной культуры. Он имеет славную историю, богатую замечательными традициями. Эта история – мощный фундамент той высокой культуры и мастерства, благодаря которым театр оперы и балета снискал мировую известность. На протяжении восьми десятилетий в театре накапливались достижения, шлифовался круг выразительных средств, совершенствовался опыт, вырабатывались и развивались гуманистические  принципы. Театр впитал в себя все богатство национального и мирового классического наследия и создал уникальные образцы узбекского музыкально-сценического искусства.

Начинается история театра с организованного в середине 1920-х годов, корифеем национальной культуры, горячим энтузиастом театрального искусства, народным артистом Узбекистана Мухиддином Кари-Якубовым, профессионального Концертно-этнографического ансамбля.

Неутомимый музыкально-общественный деятель и талантливый организатор М. Кари-Якубов искал и находил по всей республике талантливых артистов, заботился об их профессиональном росте, претворяя в жизнь идею создания академического национального театрального коллектива. В то время, в труппу ансамбля входили молодые творческие силы, впоследствии ставшие народными и заслуженными деятелями культуры, лауреатами государственных премий артисты –Тамара Ханум, Халима Насырова, Гавхар Рахимова, Зухур Кабулов, Бабарахим Мирзаев, Лутфиханым Сарымсакова, Уста Алим Камилов, Мукаррам Тургунбаева, Розия Каримова, Карим Закиров, Пулатжон Рахимов, драматурги – Гулям Зафари, Шарофиддин Хуршид, Камиль Яшен, композиторы и дирижеры – Мухтар Ашрафи, Толибжон Садыков.

На базе этого творческого коллектива в ноябре 1929 года был создан государственный Узбекский музыкальный театр, в процессе исторического развития превратившийся в сложный организм, вобравший в себя искусство хореографии, вокала, драматургии и многих других видов искусства, который представляет собой сегодня ГАБТ им. А.Навои. Первым директором и художественным руководителем Государственного Узбекского музыкального театра стал М. Кари-Якубов, танцевальную труппу возглавили талантливая танцовщица Тамара Ханум. Молодой коллектив с огромным успехом выступал не только у себя на родине, но и далеко за её пределами – в Бельгии, Голландии, Франции, Англии, Египте, России, Татарстане, Азербайджане, Грузии, поражая всех своей национальной самобытностью, ярким артистическим темпераментом, удивительной музыкальностью.

Среди первых национальных спектаклей, пользовавшихся огромным успехом у зрителей были музыкальные драмы «Халима» Г. Зафари, «Ичкарида» («На женской половине дома») Т. Джалилова и М. Ашрафи, навеянные современными волнующими общественность темами, а так же спектакли по поэмам Алишера Навои «Фархад и Ширин» В. Успенского, «Лайли и Маджнун» Т. Садыкова и Н. Миронова. Эти музыкальные драмы подготовили почву для создания национальных оперных и балетных произведений.

Каждый театральный сезон приносил и постановки новых спектаклей и новые редакции, и новые версии предыдущих премьер, позволяющие совершенствовать достигнутое и завоёвывать новые вершины в искусстве. Музыкальный театр рос, преодолевал трудности и приобретал все более широкую популярность, становясь трибуной масс, активным пропагандистом всего нового, прогрессивного и плодотворного в культуре.

Премьера 11 июня 1939 года первой узбекской оперы «Буран» М. Ашрафи и С. Василенко открыла новую страницу в истории национального музыкального театра. Постановка этой оперы режиссером Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем стала ярким событием культурной жизни республики. В заглавной роли Бурана выступили Карим Закиров и Михаил Давыдов, партию Наргуль пели Халима Насырова, Шахадат Рахимова, Сара Самандарова и Назира Ахмедова, генерал-губернатора – Мухиддин Кари-Якубов. В этом же году  композитор Фридрих Таль создал балет «Шахида», поставленный при активном содействии Уста Алима Камалова и Мукаррам Тургунбаевой, исполнившей главную роль. С этого времени театр обрел новый статус. Он стал называться Государственным Узбекским театром оперы и балета.

Поставленная талантливым режиссером Музаффаром Мухамедовым опера «Лейли и Меджнун» Тухтасына Садыкова и Рейнгольда Глиэра 17 июля 1940-го года, продолжила линию развития национального оперного искусства, прокладывая ему дорогу к сердцам широких масс зрителей.

Событием в музыкальной жизни республики явилась постановка в 1942 году оперы «Улугбек» Алексея Козловского. Партию Улугбека с большим успехом исполнил М. Кари-Якубов, роль Син Дун Фан стала одной из творческих удач Х. Насыровой.

Премьера в 1943 году балета «Ак биляк» Сергея Василенко в постановке балетмейстера Федора Лопухова и художника-декоратора Мели Мусаева стала важным шагом в развитии хореографического искусства. Образ героини балета «Ак биляк» был создан артисткой М. Тургунбаевой. Удачно были выполнены колоритные узбекские народные танцы.

Интересным экспериментом и событием в культурной жизни республики явились постановки опер, исполняемых на  узбекском языке в 1944-56 годах такие как  «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, где незабываемые сценические образы создали солисты – Народные артисты -  Халима Насырова, Мордухай Давыдов, Карим Закиров, Сара Самандарова, Михаил Давыдов, Саттар Ярашев, Насим Хашимов, Ксения Давыдова. Расцвета в эти годы достигло и замечательное мастерство ведущих солистов – Народных артистов Георгия Израэльяна, Ивана Есипова, Андрея Бойко, Анатолия Овчинникова,  заслуженных артистов - Любови Александровой, Эмилии Мартишевской и многих других.

В марте 1948 года театру было присвоено имя великого узбекского поэта Алишера Навои.

А в 1949 году перед публикой представили сразу три новых постановки – две узбекские национальные оперы и балет. Опера «Гульсара»  Р. Глиэра и Т. Садыкова, «Тахир и Зухра» Т. Джалилова и Б. Бровцына, балет «Балерина» Г. Мушеля стали значительными явлениями узбекского музыкального театра.

В 1950-е годы репертуар театра обогащается новыми оперными и балетными спектаклями национальной и мировой классики. Один за другим появлялись на сцене театра новые национальные спектакли, ставшие этапными в истории узбекской музыкальной культуры. Это опера «Зайнаб и Омон» Б. Зейдмана, Т. Садыкова, Ю. Раджаби, Д. Закирова, балеты «Мечта» И. Акбарова, «Ойниса» Д. Закирова, Б. Гиенко, новая редакция оперы «Улугбек» А. Козловского. Особо надо отметить оперы «Дилором» М. Ашрафи (5 февраля 1958 года) и комическую оперу «Проделки Майсары» С. Юдакова  (9 января 1959 года)  по сей день занимающие достойное место в репертуаре театра и являющиеся жемчужинами узбекской оперной музыки.  

Во второй половине 1950-х годов приток в театр новых артистических сил обеспечил заметный рост его художественного авторитета. Молодые солисты, пришедшие на сцену театра, уже в первые годы работы добились серьезных творческих успехов. Среди них – Народные артисты - Саодат Кабулова, Саттар Ярашев, Заслуженные артисты - Ойниса и Рафаат Кучликовы, Лев Пинхасов, Роберт Борухов, Асад Азимов, Сасон Беньяминов, мастера балета Народные артисты  – Галия Измайлова, Бернара Кариева, Виталий Васильев, Ибрагим Юсупов, Заслуженные артисты - Гульнара Маваева, Флора Кайдани, Клара Юсупова, Халима Камилова, Тодор Попеску, Светлана Колыванова, Сонмас Бурханов, Раджаб Тангуриев, Борис Завьялов.

За большие успехи в развитии музыкально-сценического искусства Государственному театру оперы и балета им. А. Навои в 1959 году было присвоено звание «Академического», а в 1966 году – «Большого».  С этих пор театр успешно оправдывает своё высокое название – «Государственный Академический Большой театр имени Алишера НАВОИ».

Следует особо сказать о выдающихся дирижёрах театра – Народном артисте, Лауреате Государственных и Международных премий, профессоре Мухтаре Ашрафи, Народном артисте Республики Фазлиддине Шамсутдинове,  народном артисте Узбекистана, профессоре Абдугани Абдукаюмове, Заслуженных Деятелях искусств Науме Гольдмане и  Бахраме Иноятове, первой в Узбекистане женщине-дирижёре – Народной артистке, Лауреату Государственной премии, профессоре Дильбар Абдурахмановой, Народном артисте Узбекистана Сулеймане Шадманове, Заслуженном деятеле искусств, профессоре Гани Туляганове, Народном артисте Республики Хамиде Шамсутдинове. С этими славными именами и личностями на протяжении четырёх десятилетий и до сегодняшних дней связаны яркие достижения театра, его вокально-исполнительский расцвет.

В 1960-е – 70-е годы в постановках театра возросла роль режиссуры и сценографии, более разнообразными стали формы драматургии, обозначились интересные поиски в области современной темы. В связи с этим заслуживают внимание такие масштабные оперные спектакли как «Трубадур», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Пан Воевода» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Фауст» Ш. Гуно, «Дуэнья» С. Прокофьева, «Арсенал» Г. Майбороды, балеты – «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Жуан»  Л. Фейгина, «Кашмирская легенда» Г. Мушеля, «Семург» Б. Бровцина, «Маскарад» Лапутина. На афишах театра появились новые яркие имена оперных певцов – Народных артистов   Розалинды Лаут, Вячеслава Гринченко, Грайра Ханеданьяна, Заслуженных артистов - Владимира Крюкова, Тамары  Даниловой, Рано Хидоятовой, Усманбека Ташматова, солистов балета – Народных артистов – Валентины Проскуриной, Гули Хамраевой, Игоря Кистанова, Заслуженных артистов - Владислава Егая, Константина Фридлянда, Людмилы Бесклубовой, Хамидуллы Джураева, Ашота Давтяна, Ашота Асатуряна, Раим-Тахира Дусметова, Тулкуна Касымова, Рихси  Султанова, Тамары Ибрагимовой, Алии Шайхилисламовой, Раисы Ходжасаидовой.  А имена ярких режиссёров – Заслуженного деятеля искусств А. Навроцкого и Заслуженной артистки Узбекистана Аллы Миралимбаевой тесно и неразрывно связаны и с новыми поисками этих лет, и с галереей спектаклей, оставивших яркий след в истории оперного искусства Узбекистана.

70-е годы ознаменованы самобытными постановками «Дона Карлоса» Дж. Верди и новой версией «Князя Игоря» А. Бородина в постановке  Заслуженного деятеля искусств Молдавии Георгия Геловани и оперы И. Акбарова «Леопард из Согдианы» поставленной Народным артистом  России Романом Тихомировым.

Среди балетных спектаклей примечательна первая постановка балета «Тановар» А. Козловского (971 год,  хореограф – Н. Маркарянц), «Любовь и меч»  М. Ашрафи (974 год, хореограф - И. Юсупов), «В долине легенд» («Индийская поэма») У. Мусаева (1977 год, хореографы - Ю. Скотт и Ю. Попко).

Дальнейший значительный этап творческой жизни театра начался с постановки оперы А. Петрова «Петр I». С этого спектакля началась плодотворная, не прекращающаяся до сегодняшнего дня, весьма успешная совместная творческая деятельность дирижёра, Народной артистки, лауреата Государственной премии, профессора Дильбар Абдурахмановой и режиссёра, народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии, профессора Фирудина Сафарова. Поставленные ими спектакли – «Пиковая Дама» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Отелло»,  «Бал-Маскарад»,  новые постановочные версии  «Аиды», «Травиаты» Дж. Верди, «Севильского Цирюльника» Дж. Россини, «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса, «Лейли и Меджнуна» Р. Глиэра и Т. Садыкова, первая в Узбекистане постановка  авторской версии «Огненного Ангела» С. Прокофьева, воплощение премьерной версии новой оперы М. Бафоева «Омар Хайям» внесли достойный вклад в историю оперной культуры Узбекистана и раскрыли яркое своеобразие почерка этих постановщиков. Спектакли, поставленные дирижёром Д. Абдурахмановой и режиссёром Ф. Сафаровым неоднократно были показаны на гастролях в России и Германии и получили известность далеко за пределами Узбекистана.

В эти же годы ярко раскрылись дарования мастеров оперы и балета Народных артистов - Куркмаса Мухитдинова, Исмаила Джалилова, Владимира Брауна, Замиры Давлетмуратовой, Заслуженных артистов – Ольги Александровой, Раисы Чепчеренко, Юрия Жданова,  Александра Лёушкина, Пулата Мустафаева, Ашота Геворгян, Абдуллы Бозорова, Худойберды Таирова, Хамрали Кичимбаева, Бахтияра Расулова, Шахиды Тохтабаевой, Гульгины Закировой, Турсунбая Хусанова, ведущих солистов, лауреатов Международных конкурсов Алевтины Рябовой, Нины Семизвонкиной, Юрия Лихопуда и многих других.

В 1990-е годы, связанные с начальным периодом независимости нашей страны, в театральной жизни  произошли принципиальные перемены.  Существенно расширились орбиты творческого сотрудничества театра с мастерами различных стран мира,   осуществились новые творческие международные проекты, - как, например,  Первый Международный балетный фестиваль «Па-де-де». В Ташкент приезжали работать с солистами и симфоническим оркестром ГАБТ им. А. Навои дирижеры из различных стран мира – У. Фогель (США), П. Д. Понелли (ФРГ), П. Лонго (Франция), Дж. Гварьерри (Италия), режиссёр С. Сальвато (Венесуэла), хореограф К. Беркут (Великобритания).  

Расширилась и обогатилась и репертуарная афиша театра. С успехом были поставлены впервые в Узбекистане балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, комический балет «Юность Насреддина» С. Юдакова, оперы «Буюк Темур» А. Икрамова, «Умар Хайям» М. Бафоева, «Путь к трону» Н. Закирова, «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти.

Балетные премьеры этих лет отличаются своеобразием и многоплановостью подхода к выбору репертуара. Это и пластичные «Поэтические миниатюры» У. Мусаева, и классический «Корсар» А. Адана,  и полный восточного романтизма балет «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, и экспрессивный и динамичный  балет А. Хачатуряна «Спартак». Большинство этих балетных спектаклей создано главным балетмейстером театра, Народным артистом Узбекистана – Ибрагимом Юсуповым, энергично и эмоционально живущим своей вдохновенной работой. Под его руководством балетная труппа театра неоднократно выезжала на гастроли в Японию, Малайзию, Таиланд, Индию.   Значителен вклад в развитие хореографической школы театра и другого видного мастера хореографии – Народной артистки, Лауреата Государственных премий Галии Измайловой.    

В эти же годы с новой силой раскрылось дарование  таких прославленных мастеров узбекской оперно-балетной сцены,  как Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова, Народные артисты Республики  Рахматжон Латипов, Аваз Раджабов, Заслуженные артисты Узбекистана и Народные артисты Каракалпакстана Кенгесбай Сержанов и Замир Нурымбетов,  Заслуженные артисты Узбекистана Дилором Якубова, Гульшан Азизова, Руслан Гафаров, Шукур Гафуров, Ринат Титеев, Мансур Хуррамов, Сайфиддин Рузикулов, Нормумин Султанов, Андрей Шалберкин, Вадим  Геллертов, Эскандер Меналиев, Тамила Мухамедова, Амина Бабаджанова, Надежда Шилова, ведущих солистов Махмуда Рузиева, Мехриддина Мелиева, заслуженной артистки Узбекистана Сайёры Хайриддиновой.

Достойный творческий потенциал раскрывают ведущие солисты –лауреаты  международных конкурсов Яника Багрянская, Анжелика Мухаметзянова, Саида Мамадалиева, Гульнар Альджанова, Елена Шавердова,  Кирилл Борчанинов, Георгий Дмитриев,  Александр Полонский, Неъмат Синхабиби а также -  совсем молодые исполнители, работающие в театре первые годы, но - обладающие не только энтузиазмом молодости, и целеустремленностью, жаждой активного самовыражения, поисков своего пути в искусстве. Это – Лауреаты и Дипломанты многих Международных и Республиканских конкурсов, молодые солисты оперы – Малика Норматова, Махфуза Исламова, Азамат Мухаммаджонов, Лятифе Абиева, Рамиз Усманов, Самандар Алимов, Джабраил Идрисов, Галина Голубкова, Рахим Мирзакамалов, Рада Смирных, Надежда Банделет, Улугбек Максумов,  Марина Полякова,  Маъсума Болтабаева, а также – молодые ведущие солисты балета: Надира Хамраева, Динара Мустахишева, Алла Молдавцева, Равшан Чарыев, Евгений Шарипов, Тимур Шангариев и другие.

15 апреля 2005 года состоялась премьера оригинального национального балета «Хумо» в хореографии Г. Алексидзе, на музыку Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, художественного руководителя театра - А. Эргашева. Эта значительная композиторская работа была заслуженно отмечена Государственной премией Узбекистана. Кроме художественного руководства и активной композиторской деятельности, Эргашев является одним из ведущих дирижёров театра.

На протяжении многих лет в театре ведет свою творческую деятельность главный дирижер театра – Заслуженный деятель искусств Узбекистана – Фазлиддин  Якубжанов. Он является дирижером-постановщиком многих спектаклей репертуарной афиши театра.

За эти годы красноречиво вписались в жизнь и творчество театра имена нынешнего поколения дирижёров и режиссёров-постановщиков. Народная артистка Каракалпакстана, заслуженная артистка Узбекистана Аида Абдуллаева,  успешно развивает и продолжает традиции мастеров дирижёрского искусства.  Садык Гаибов и  совсем молодой Бобомурад Худойкулов, также достойно заявляют о своих творческих индивидуальностях.

Режиссер-постановщик и автор сценографий ко многим спектаклям -  Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Андрей Слоним с успехом  осуществил первые в нашей стране постановки опер -  «Волшебная флейта» и «Директор театра» В.-А. Моцарта, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Сельская честь» П. Масканьи, «Алеко» С. Рахманинова, «Мавра» И. Стравинского. И – премьерные версии новых опер узбекских композиторов -  «Путь к трону» Н. Закирова и «Али-Баба и 40 разбойников» В. Милова. А также – целый ряд новых постановок произведений  мировой оперной  классики. А. Слоним – автор проектов и участник многих театрализованных вокально-поэтических композиций, вечеров романсов и песен-ретро, памятных концертов, посвящённых выдающимся личностям мировой и узбекской культуры.

Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан  режиссёр Хайдарали Касымов – ярко воплотил постановки узбекских национальных опер  («Дилором» М. Ашрафи, «Леопард из Согдианы» И. Акбарова, «Проделки Майсары» С. Юдакова, «Небо моей любви» М. Бафоева), и некоторые произведения западно-европейской оперной классики. В течении двенадцати лет Х. Касымов в содружестве с композитором А. Эргашевым являются практически бессменными авторами и постановщиками многих популярных музыкальных сказок по мотивам сказок мира, показываемых юным зрителям в дни новогодних каникул.

Большим событием за последние годы стала долгожданная реконструкция театра, которая продолжалась более 5 лет и  завершилась в октябре 2015 года. После реконструкции здания, коллектив театра с большим удовольствием и рвением приступил к новым постановкам оперы «Садокат» Р. Абдуллаева, постановку осуществил Ф.Сафаров, балеы «Томирис» У.Мусаева, «Жизель» А.Адана, восстановление балета «Тысяча и одна ночь», новая постановка оперы «Аида» Дж.Верди, впервые был поставлен «Реквием» Дж.Верди, опера-сказка «Волшебная лампа Аладдина», оригинальные новогодние музыкальные сказки «Мегабайтная сказка в Большом» М.Максуди, А.ДАниеляна, «Супергерои в Болшом» Е.Комаровой, Р.Шерезданова.

За последние годы копилка театра пополнилась присвоенными званиями и медалями: народных артистов Нормумина Султанова, Рамиза Усманова, Самандара Алимова, заслуженных артистов – Масумы Болтабаевой, Кирилла Борчанинова, солистки балета Надиры Хамраевой, заслуженный деятель искусств Андрея Слонима, медалью «Мехнат Шухрати» Натальи Куприяновой, Фазлиддина Якубджанова, ордена «Дустлик» Елены Шавердовой.

Большие надежды подает молодежь театра – лауреаты международных конкурсов Рахим Мирзакамалов, Джабраил Идрисов, Феруза и Носир Юсуповы, Азиза Мухамедова, Умид Исроилов, Рустам Алимарданов, а также нельзя не отметить вклад в балетное искусство ведущих солисов балета Надиры Хамраевой, Амины Бабаджановой, Тамилы Мухамедовой, Ольги Сабировой, Виолетты Бондяс, Маргариты Авдеевой, Замира Фазлутова, Радиона Исянова, Улугбека Олимова, Дониера Хасманова, солистов балета Тимура Шангариева, Равшана Чарыева, Бекзода Акимбаева, Тимура Юнусова, Амирхана Нурымбетова, Екатерины Тихоновской, Екатерины Гуменной, Мадины Юсуповой, Лолы Исаковой, Аллы Молдавцевой, Анны Сафроновой.

Невозможно не отметить особо плодотворную работу коллектива хора театра, достойно руководимого на протяжении более чем двух десятилетий главным хормейстером, Народным артистом Узбекистана Сулейманом Шадмановым (плодотворно сочетающим эту деятельность и с дирижёрской практикой), и его коллегами – хормейстерами Натальей Куприяновой и ранее Маей Яндринской. Во множестве постановок театра и в концертных выступлениях хор предстаёт как полноправное действующее лицо спектакля, радуя полноценным звучанием и органичным, живым действием на сцене.

Давние добрые традиции связаны и с жизнью и творчеством симфонического оркестра театра, за долгие годы заслужившего добрую славу высокопрофессионального музыкального коллектива, нередко успешно демонстрирующего своё мастерство и в многочисленных зарубежных гастролях. Многие музыканты оркестра ГАБТ получили высокие почётные звания и достойно развивают достижения оркестрового исполнительства.

Художники-сценографы театра также ярко развивают богатейшие сценографические традиции, заложенные в минувшие десятилетия такими выдающимися мастерами, как Народные художники Михаил Гвоздиков, Мели Мусаев, Владимир Рыфтин,  Заслуженные деятели искусств Туйгун Шарахимов и Георгий Брим, художник-сценограф Вячеслав Фесько. Это  главный художник Зубайдулло Батыров  - и его коллеги-сценографы  – Даврон Раджабов, Шавкат Маматкаримов, Аброр Шарифоф. Каждый из них имеет индивидуальный почерк и самобытность образного видения спектакля. А дизайнер костюмов Лобар Палванова успешно дополняет зрительный образ спектакля точностью и образностью костюмов героев.

Важную роль в спектаклях театра играет и группа артистов мимического ансамбля (миманса), исполняющая роли языком мимики и пластики и убедительно воплощающая в разнообразных оперных и балетных спектаклях персонажи без слов, но выразительно несущие важную образную задачу.

Свыше десяти лет при театре плодотворно работает Детская оперно-балетная студия, возглавляемая Талатом Бахрамовым и педагогами Ольгой Булгаковой (хормейстер) и Юлианой Круковской (сольфеджио и музыкальная литетратура). Юные студийцы увлеченно участвуют во многих постановках, как детский хор, исполняют роли юных персонажей в спектаклях и новогодних представлениях, выступают во многих концертах и пользуются любовью зрителей.

В нашем театре немало замечательных людей, талант и труд которых не связан напрямую с выходом на сцену. Но без них невозможно ни рождение новой постановки оперы или балета, ни - каждодневное воплощение на сцене спектаклей репертуарной афиши. Это – работники  театрального производства: художники-декораторы, мастера бутафории, закройщики и портные мужского и женского пошивочных цехов, машинисты и монтировщики сцены, реквизиторы, художники по свету и осветители, костюмеры, гримёры, обувщики, звукорежиссёры и радисты, дизайнеры  афиш, программ и буклетов,  электрики, инженеры. Каждый вечер зрителя в фойе встречает целая группа театральных билетёров, помогая им занять места, указанные в билетах. Все эти цеха – также важная и неотъемлемая часть организма нашего театра.

Нельзя не восстановить в памяти   разнообразную и яркую галерею директоров театра, в разное время и по-своему осуществлявших руководство жизнью столь многогранного,  многожанрового и непростого организма, как ГАБТ имени А. Навои. Как не вспомнить наиболее яркие имена –  и  ушедших,  и ныне здравствующих, – Мухтара Ашрафи, Рахима Кариева, Мамаджана Рахманова, Куркмаса Мухитдинова, Искандера Мусабекова, Бернары Кариевой.

Под руководством заслуженного работника культуры Узбекистана Бахтияра Якубова укрепились новые международные контакты театра. Среди самых плодотворных проектов в первую очередь выделяется успешное проведение Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Ташкент Бахори», и Фестиваля, посвященного 150 летию Дж. Пуччини. В них приняли участие артисты из Италии, Испании, Японии, Латвии, России, Украины и Казахстана. Эти события имели весьма широкий общественный резонанс, способствовали ознакомлению узбекской публики с творчеством представителей других вокальных и балетных школ, с замечательными мастерами – Анной Карновали, Хиблой Герзмава, Михаилом  Векуа, Жамилей Баспаковой, Лаурой Хормигон, Оскаром Торрадо и др. За последние годы с концертами  столицу Узбекистана посетили выдающаяся певица Елена Образцова, знаменитый тенор Зураб Соткилава, всемирно известные музыканты - Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, итальянский дирижёр Эдди де Надаи. Гостями театра были такие большие творческие коллективы, как Киевский симфонический оркестр и хор, как Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского, так и  артисты Музыкального театра К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, артисты Мариинского театра и «Геликон опера», а также отдельные исполнители – Дж. Бортолато, А. Шагимуратова, М. Андреева, М. Тароне, Л. Каими и др.

Развиваются и творческие связи балетной труппы театра со школой балета «Toyota City Balet Сompanу». С этим творческим союзом  связано немало интересных международных проектов, последний из которых – премьера в г. Тойота (Япония) нового балета Ф. Янов-Яновского по либретто И. Юсупова «Урашима Таро».

Успешно продолжается и международное сотрудничество театра с Посольствами зарубежных стран. Так при участии и спонсорской поддержки Италии и России был осуществлен целый ряд международных проектов, например, постановки оперных спектаклей «Лючия ди Ламмермур», «Богема», «Любовный напиток», «Евгений Онегин», «Царская невеста».

В эти годы в стенах театра произошло и творческое рождение другого талантливого танцевального ансамбля - «Сабо», также завоевавшего любовь зрителей и успешно гастролирующего по странам зарубежья.

С 2015  театр возглавил Махмуд Муминович Муратов – музыковед по специальности, опытный организатор - по призванию, хорошо чувствующий и понимающий перспективы развития оперного и балетного искусства сегодняшнего дня.     

На протяжении  всех 80-ти лет жизни театра - сотни людей отдавали этому высокому служению свой талант, умение, а зачастую и всю жизнь. В нашем театре –  много людей, которые служат в нем 30, 40, 50, а то и более лет. Конечно же, далеко не всех из оставивших свой след в истории театра -  возможно поимённо назвать в этой небольшой исторической справке. Но, несомненно, -  каждый, кто в разные годы приходил в театр, кто связывал с ним свои  стремления, существование, свой творческий потенциал - достоин быть в памяти. Ведь 87 лет истории театра,  это -  история творчества людей, это – их жизнь, их таланты, это - результат совместного творения и служения многих индивидуальных  дарований ради одной общей, значительной и славной цели.

То, что в нашей стране более восьми десятков лет живет и успешно творит такой замечательный театр – величайшее достояние  Независимого Узбекистана. Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои является неотъемлемой частью культуры нашей Родины - и навеки вошел в золотую летопись истории нашей страны и народа.

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Telegram: https://t.me/gabtuzb
Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/