ДЕНЬ КОГДА ТАШКЕНТСКАЯ ОПЕРА СТАЛА ПРАЗДНИКОМ (о творческом вечере заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой)

В минувшее воскресение в зале ГАБТа им.А.Навои было особенно многолюдно. Любители оперного искусства пришли чтобы принять участие в юбилейном вечере выдающейся оперной певицы и актрисы Ольги Александровой и снова послушать ее удивительно красивое по тембру и звучанию пение. Думается, что их надежды полностью оправдались, настолько радостным и впечатляющим был этот вечер. Непросто перечислить весь огромный оперный репертуар певицы . Достаточно сказать, что нет почти ни одной оперной партии голосового амплуа – «меццо-сопрано», которая не была бы вписана в ее обширнейший «послужной список». Наряду с образами знаковыми и генеральными – такими, как Кармен, Амнерис, Далила, Азучена, Любаша, Сантуцца – она своеобразно и неповторимо воплотила десятки партий-ролей, быть может, меньших по «физическому» объёму – но весьма значимых в драматургии многих и многих спектаклей.      

Обладая ярким голосом красивого тембра, прекрасными внешними данными, неся неизменность излучения эмоции и экспрессии, даря разнообразие актерской палитры и нюансы расцвечивания каждой фразы, каждого слова особой выразительностью и тонкостью штрихов – Ольга Александрова постоянно и неизменно ИНТЕРЕСНА во всем, что бы ни довелось ей делать на сцене. Вдруг предстать то таинственной мистической старой Графиней в «Пиковой Даме», то блеснуть острохарактерным комедийным мастерством в своеобразном образе Матери Аладдина в «Волшебной лампе Аладдина», то предстать в облике древней прорицательницы Ульрики в «Бале-маскараде» Верди. Или раскрыться неожиданными красками в образе Леди Макбет из оперы узбекского композитора Нуриллы Закирова в его опере «Путь к трону» на сюжеты шекспировских трагедий. Зрители хорошо помнят и образ юного Керубино в «Свадьбе Фигаро», и гротесковые создания Ольги Александровой во множестве других опер.

Ольга Александрова служит в ГАБТ имени А. Навои СОРОК ПЯТЫЙ СЕЗОН. Одного осознания объема и весомости этой даты достаточно для того, чтобы осознать, сколько энергетики, творческих сил, поисков, проб, экспериментов связано с этим отрезком времени! И еще одна грань творческой деятельности Ольги Александровой заслуживает особого внимания. Она – прекрасный вокальный педагог, десятилетия воспитывающий талантливых певцов. Многие ее ученики разных возрастов украшают сейчас нашу оперную сцену – а некоторые, такие, как Абдумалик Абдукаюмов или Нажмиддин Мавлянов – желанные гости на многих престижнейших сценах мира и с успехом несут репертуар, насчитывающий свыше трех десятков оперных партий. Все эти черты и свойства личностного и творческого таланта было необходимо отразить в ее творческом вечере, который мы все ждали с нетерпением…

… И вот в минувшее воскресенье этот вечер, к общей радости - состоялся. в смысле полноценнейшей и масштабной творческой отдачи, и в разнообразии содержания, и в горячей встрече публики, заполнившей зал, каждого исполняемого номера. И по особой энергетике и форме этого вечера, показавшейся всем весьма необычной и весьма убедительной. Даже некая компактность этого вечера – он продолжался всего полтора часа, хотя вместил в себя очень многое! – заслуживает отдельного внимания и уважения. Творческие вечера бывают самые разные и по содержанию, и по сложности задач. Можно однозначно сказать, что творческий вечер Ольги Александровой вместил в себя поразительное сплетение сложнейших номеров мировой оперной драматургии и он стал убедительным воплощением высокого уровня мастерства и масштабности дарования певицы.
И еще об одном следует сказать особо – по просьбе Ольги Александровны постановщиком вечера стал давний друг и коллега, один из ведущих режиссеров театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Зная певицу с первых лет ее жизни в Ташкенте, поставивший с участием Ольги Александровой немало спектаклей на сцене ГАБТа , Андрей Евсеевич смог мастерски раскрыть многогранное творчество певицы и актрисы Александровой найдя для этого самые современные формы и постановочные средства. Ведущие дирижеры театра, начиная с главного дирижера театра, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Фазлиддина Якубжанова, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Анвара Эргашева – и по возрасту самого молодого маэстро – Лауреата Международного конкурса Бобомурода Худойкулова – откликнулись на этот замысел всем искренним порывом души. Бобомурод Худойкулов, взявший на себя дирижирование самым обширным объемом исполняемых номеров – с особой целенаправленностью в союзе с постановщиком стремились осуществить задуманное.

Оптимистичная, бравурная увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» открыла вечер. Под экспрессивным управлением Б. Худойкулова она задала верный энергетический тон всему, что предстояло услышать и увидеть. Одной из черт новизны замысла было то, что на большом киноэкране-дисплее под звуки этой увертюры сменялись изображения многочисленных героинь Ольги Александровой. Особой отличительной чертой сценического пространства было то, что посередине сцены был открыт проход, устланный ковровой дорожкой. Он вел от украшенного входа, расположенного в центре – к самой рампе и дирижерскому пульту. При этом возникало ощущение своеобразной «парадной дороги», по которой выходили на сцену участники вечера.

И когда на последних звуках увертюры главную участницу вечера торжественно вывели на сцену из центра два ее ученика – а сегодня – ведущие солисты театра, лауреаты многих международных конкурсов Рахим Мирзакамалов и Джабраил Идрисов – переполненный зал буквально взорвался аплодисментами! Ольга Александрова начала свое выступление со знаменитой арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, в которой царит стремление к любви и ее тайнам.

Затем на сцену вышли представители дирекции и художественного руководства театра, горячо поздравили виновницу торжества, вручили ей Почетную Грамоту Министерства культуры Узбекистана . Андрей Слоним в свою очередь тоже сказал о певице самые теплые слова и прочел посвященный ей стихотворный экспромт собственного сочинения. Затем ведущий мастер оперной сцены, народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова уже в качестве заведующей кафедрой сольного пения Государственной консерватории Узбекистана тепло и задушевно поздравила Ольгу Александрову сказав при этом немало самых добрых слов , как человеке, талантливой певице и опытном педагоге.

В смене красок вечера , темпераментов, композиторских стилей, исполнительских имен и развивалась драматургия происходящего. Ольга Александрова трагично и экспрессивно исполнила рассказ Азучены из оперы Верди «Трубадур» , затем народный артист Узбекистана Рамиз Усманов предстал в дуэте с ней из этой же оперы - любящим и неустрашимым Манрико. Маэстро Якубжанов чутко и энергично помогал исполнителям в этой сцене. Звонко, горячо и жизнелюбиво прозвучала в энергичном исполнении Рахима Мирзакамалова редко исполняемая сегодня Песня Веденецкого Гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» под управлением Бобомурода Худойкулова. А затем – в экспрессивном раскрытии Ольгой Александровой предстала и смятенная Любаша из оперы «Царская Невеста».
Русский оперный «остров» сменился в вечере драматизмом оперы П. Масканьи «Сельская честь» . Как и сценой из «Царской невесты», - всеми фрагментами «Сельской чести» вдохновенно дирижировал Анвар Эргашев. И оркестр театра, взволнованно сыгравший знаменитое «Интермеццо», и взрыв чувств в романсе Сантуццы в исполнении О. Александровой, и последующий дуэт её Сантуццы и Альфио (Рахим Мирзакамалов) звучали с соответствующим накалом трагедийности – и как и все предыдущее, был горячо воспринят залом.

Ведущий солист оперы Негмат Синхабиби проникновенно и с большим чувством спел неаполитанскую песню Э.Куртиса «Не забывай меня…», внеся этим исполнением новые краски в ткань вечера. Массивно и мощно прозвучала ария из вердиевского «Макбета» в исполнении Марины Поляковой – молодой ведущей солистки театра, ученицы Ольги Александровой. Уже хорошо известный зрителю Джабраил Идрисов темпераментно и с должной экспрессией исполнил знаменитые «Куплеты Мефистофеля». А следующий номер – неаполитанская песня « O sole mio!» в исполнении совсем молодого тенора Абдуллы Ширинова – еще одного ученика Ольги Александровой! – можно сказать совершенно покорил публику.

Затем Ольга Александрова вместе с Негматом Синхабиби выступила в сложнейшей сцене мирового репертуара – сцене «Подземелья» из оперы «Аида». Она создала целостный и убедительный образ египетской царевны Амнерис – любящей, гневающейся, умоляющей, взывающей… А Негмат Синхабиби своей вокальной энергетикой отвечал певице – и их ансамбль породил высокую правду чувств, и был неизменно горячо встречен залом. Рамиз Усманов красиво, тонко и со множеством нюансов исполнил знаменитую арию Каварадосси в сцене перед его казнью. А затем самые юные ученики Ольги Александровой Султан Абдурахимов, Шухрат Чориев и Ришат Решетов задорно и озорно исполнили знаменитые «Куплеты Ходжи-Дарги» из замечательной комической оперы «Проделки Майсары» Сулеймана Юдакова. Андрей Слоним снова говорил о разнохарактерности мастерства и выразительных средств Ольги Александровой, не забыл упомянуть о жизненном и творческом союзе певицы с народным артистом Узбекистана   Куркмасом Мухитдиновым. В этом прекрасном союзе, разорванном безвременным уходом К. Мухитдинова десять лет тому назад - два Мастера органично дополняли индивидуальности друг друга.

В завершение вечера оркестр под управлением Бобомурода Худойкулова, взявшего на себя благодарный труд дирижирования всей второй половиной вечера – сыграл знаменитую увертюру к опере Бизе «Кармен» динамично, и трагично. Еще одной неожиданностью было и то, что вслед за ней была сыграна и трагическая тема Рока, довлеющего над судьбой Кармен. Ольга Александрова выразительно «прожила» на сцене эту драматически очень сложную картину. А затем – исполнила великую «Хабанеру», и уже не просто и не только, как блестящий шлягер, а драматическую устремленность к Любви, которая сильнее самой Смерти…
Надо сказать, что по замыслу режиссера-постановщика вечера Андрея Слонима – каждый номер сопровождался на большом экране соответствующей проекционной заставкой - слайдом, передающим настроение и суть каждого номера. Например, в «Трубадуре» - это была железная решетка, охваченная пламенем, в «Сельской чести» - постепенно сгущающиеся тучи на грозовом небе, которое в кульминации явило разряд сильной молнии. В «Аиде» - это было впечатляющее изображение барельефа, в неаполитанских песнях – солнечный Неаполь – и само Солнце! Тема «Кармен» раскрывалась через разные образы корриды – и в схватке человека с быком прослеживалась борьба духа с неумолимой Судьбой. Этот прием на протяжении всего концерта воспринимался очень органично и в полном соответствии с музыкальной драматургией, и был по достоинству оценен публикой.

В финале при общем выходе всех участников концерта Ольга Александрова от всей души поблагодарила каждого, кто вложил часть своей души при подготовке этого вечера – от ведущих солистов до совсем молодых, от дирижеров – до постановщика, а затем – оркестра и всех многочисленных служб театра. Что же остается? Разумеется, в первую очередь - пожелать нашему большому Мастеру Ольге Александровой новых творческих успехов и долгих лет радости творчества. И конечно же - выразить сердечную благодарность ее талантливейшим партнерам , замечательной «тройке» дирижеров, режиссеру-постановщику – и всем, всем, кто задумал и осуществил этот замечательный вечер, в котором Опера снова показала свое величие и красоту – и стала праздником для всех.                                                                                                                            Гуарик Багдасарова

27 мая 2017

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Telegram: https://t.me/gabtuzb
Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/