До новой «Ташкентской весны»!

Впервые проведённый под названием «Тошкент баҳори» - «Ташкентская весна» ровно десять лет назад, праздник повторился в 2009, а затем в 2013 году. IV международный фестиваль вновь послужил площадкой культурного обмена между Западом и Востоком, еще более утвердив роль оперного и балетного искусства Узбекистана в культурном пространстве мирового сообщества. В дни фестиваля на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои с успехом прошли оперы «Небо моей любви» Бафоева, «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Богема» Пуччини, концерт Рамиза Усманова с участием зарубежных солистов, завершивший оперную часть фестиваля, и Отчетный концерт учащихся Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии.

«Тошкент баҳори 2017» финишировал полным аншлагом на бессмертном «Лебедином озере» с участием звёзд российского балета Никиты Четверикова и Инны Билаш. Артисты Пермского театра имени П. И. Чайковского, восходящие яркие звёзды российского балета, год назад они разделили звание лучшей пары вместе с балетным дуэтом из Мариинского театра в проекте «Большой балет» на телеканале «Россия К». Кроме классических партий эта талантливая пара танцует такие эксклюзивные дуэты как «Умирающий лебедь», «Голубая птица и принцесса Флорина», «Вариации на тему Рококо». «Пери», «Зимние грезы».

Победа молодых солистов не была случайной – пермская балетная школа наряду с московской и питерской входит в тройку сильнейших в России, и благодаря фестивалю нам повезло увидеть восхитительный дуэт солистов русского балета на ташкентской сцене.

Международные фестивали – не просто праздник, это повод подтянуться к планке современных требований в искусстве. Оперная и балетная труппы ГАБТа имени Навои достойно встретили солистов из зарубежья, зрители заметили, с каким тщанием и воодушевлением выступали хор и кордебалет в постановках, показанных на фестивале.

Горячими аплодисментами встречали зрители узбекистанских артистов - аплодисментами завершался буквально каждый выход Шута в исполнении великолепного Равшана Чарыева.

Фестиваль убедительно показал: дальнейшее развитие оперного и балетного искусства Узбекистана возможно, если не забывать о целях, обозначенных в 2007 году в Положении о «Тошкент баҳори», в котором четко сформулированы цели: расширение и упрочение дружеских и творческих связей; ознакомление с лучшими достижениями исполнительского мастерства оперных певцов и солистов балета различных стран мира; поднятие престижа и популяризация оперного и балетного искусства в республике; привлечение в рамках фестиваля инвесторов, менеджеров, директоров для предоставления информации о театре; поиск возможностей по организации гастролей.

В Положении конкретно перечислены и задачи: популяризация оперного и балетного искусства в стране путем привлечения известных мастеров - исполнителей ближнего и дальнего зарубежья; улучшение качественно-художественного уровня текущего репертуара театра, исполнительского мастерства солистов оперы и балета ГАБТа имени Навои; привлечение общественного внимания к уникальным видам искусства оперы и балета как к наиболее важным в воспитании художественного вкуса и нравственности в духе достижений высокой мировой культуры; организация и проведение на базе ГАБТа имени Алишера Навои, Государственной консерватории и Высшей школы национального танца и хореографии мастер-классов выдающихся деятелей оперного и балетного искусства, семинаров по театральному менеджменту с участием зарубежных специалистов; привлечение средств массовой информации, телевидения с целью развития информационного рынка в сфере классического искусства.

Будь моя воля, добавила бы в этот подробный и действительно важный перечень задач еще одно конкретное дело: новый пол для балетной сцены и репетиционных залов, чтобы приезжающие на фестивали артисты не везли с собою свой, а наши балерины могли бы так же воздушно, без стука пуантов и риска совершать головокружительные па и прыжки, как их зарубежные коллеги.

Предварившие фестиваль выступления выдающихся российских маэстро Валерия Гергиева и Владимира Спивакова с возглавляемыми ими лучшими симфоническими оркестрами России и солистами крупнейших российских театров воодушевляют повеявшим в культурной жизни нашей республики ветром перемен. Этот свежий дух можно ощутить и на спектаклях в ГАБТе имени Навои, и во время репетиций, обмена опытом.

Российские солисты Никита Четвериков и Инна Билаш встретились с будущими звёздами балета в Ташкентской государственной высшей школе национального танца и хореографии. И пришли не как небожители, а старшие коллеги, пример, что в балете добиваются успеха не только подаренными природой данными (они, всё же, одно из очень важных условий при отборе в балетную школу), но каждодневным трудом у станка, дисциплиной, техникой и выразительностью исполнения.

Надо отдать должное организаторам фестиваля - Министерству культуры Республики Узбекистан и дирекции ГАБТа имени Навои: фестивальные спектакли увидели не только ценители, но на благотворительной основе посмотрели учащиеся и студенты творческих вузов – для них это лучшие уроки мастерства и стимул к вдохновенной работе над собой.

Это нужно видеть – как новые звёзды балетной классики трактуют полюбившиеся зрителям образы на сцене! Одетта Инны Билаш – воплощение утончённой красоты и хрупкости, её танец приводит к размышлениям об уязвимости в современном мире любви, высоких чувств. Балерина напоминает молодую Плисецкую: она не просто танцует - парит над сценой. В её танце меньше экспрессии, но невероятное богатство психологических штрихов, одухотворённость, воздушность.

Несколько иной, чем традиционно принято, предстала в спектакле Одиллия . Коварство образа, создаваемого балериной, не бросается в глаза, оно завуалировано, скрыто за внешней прелестью, его трудно уловить в филигранной нюансировке пластического рисунка: движении рук, повороте головы, вкрадчивой поступи. Удар, скрытый за внешней безобидностью и очарованием бывает особенно неожиданным и жестоким. К счастью, постановка имеет счастливый конец, но в жизни он случается далеко не всегда.

О «Лебедином озере» можно говорить бесконечно. Но лучше посмотреть сцены из балета и послушать музыку Чайковского – если не получилось в зале, то в записи. И при первой же возможности пойти в театр.

В фестивальной жизни есть особые моменты. Когда смолкают аплодисменты и в опустевшем зрительном зале наступает тишина, и гаснет свет рампы на сцене - жизнь на ней не останавливается. Солисты еще в образе, но уже земные, с ними можно сделать фото на память, выразить восторг и признательность, обменяться эмоциями.
До новой «Ташкентской весны»!

Фестиваль окончен, прощаться с праздником немного грустно. Но впереди… Впереди у театра новые постановки, репетиции, спектакли, у зрителей - новые впечатления… И да здравствует следующий фестиваль - его ждут и артисты, и зрители!
Тамара Санаева

27 мая 2017

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram: https://t.me/gabtuzb
Telegram отзывы: https://t.me/otziv_gabtuz