«Сельская честь»
Впервые представленная зрителям в Италии в 1890 году знаменитая опера в стиле веризма Пьетро Масканьи «Сельская честь» (дословный перевод с итальянского звучит, как «Деревенское рыцарство») имела огромный успех и впоследствии неоднократно ставилась на самых престижных сценах мира. На сцене ГАБТа в первый раз эта опера была поставлена в 2003 году, в конце 2019 года она была восстановлена и снова показана публике. Как говорит постановщик этого произведения на сцене ГАБТа им. А.Навои Адрей Слоним, - «Сельская честь» - это ироничное название, которое говорит о том, что понятие чести у простых жителей деревни также имеет первостепенное значение. Но ирония здесь именно в том, что в поведении большинства персонажей оперы нет никакой чести. Это во-первых, а во-вторых и, наверное, это главное, - действие происходит в пасхальный день, когда души людей должны быть устремлены к богу, когда надо очищаться от грехов и думать о душе. Вместо этого здесь происходит кипение страстей. Люди забыв о высшей силе, которая должна нести им благодать, предались разгулу своих влечений.
Когда страсти, терзающей людей, больше, чем любви, а ненависти больше, чем веры… Именно из таких эмоций была создана опера Пьетро Масканьи «Сельская честь», которая сформировала особенности и ценности веризма. А вместе с ним вывела на крупнейшие сцены мира крестьян, бродячих комедиантов, нищих и обездоленных – в противовес традиционным оперным аристократам, историческим личностям или героям легенд. Хотя, несмотря на клише веризма, присвоенное Масканьи, сам композитор с ним не соглашался, не называя так ни себя, ни свое творчество.
- В спектакле мы сохраняем, в общих чертах, всю бытовую правду жизни этой сицилийской деревни, сохраняем правду отношений героев, - продолжает рассказывать о спектакле режиссер-постановщик оперы Андрей Слоним, - 5 декабря 2019 года на зрительский суд уже было представлено капитальное обновление этого спектакля, которой мной впервые был поставлен в 2003 году, правда, на других исполнителей. Тогда он определенное время находился в репертуарном плане театра, но потом то поколение артистов, занятых в спектакле, вошло в тот возраст, когда они уже не могут петь эту оперу. Сейчас уже, пересмотрев некоторые моменты, мы сделали новую сценическую версию и 23 января 2020 года будет уже второе представление оперы. Партию Сантуцци будет исполнять Анастасия Юдина, Туридду – Абдулла Ширинов, Лола – Мадина Базарова, в роли Альфио - Махмуд Рузиев, дирижер - Анвар Эргашев. Художник – Зубайдулло Батыров. Большое место в этой опере отведено хору. Главный хормейстер - Сулейман Шадманов. Партии, в основном, готовила концертмейстер Людмила Слоним, это моя супруга и товарищ по искусству.
И в заключение несколько интересных фактов об этой опере.
Кинематограф, конечно же не мог пройти мимо этой изумительной по своей красоте оперы. Есть немало фильмов, в которых звучит прекрасная музыка из «Сельской честии», но, пожалуй, самым известным является ставший культовым фильм «Крестный отец 3», где сын главного героя Майкла Корлеоне, Энтони, поет именно в этой опере.
В течение жизни Масканьи «Сельская честь» только в Италии была исполнена 14 000 раз – это примерно 21 спектакль каждый месяц 55 лет подряд. Сейчас на мировых сценах опера дается более 700 раз в год.
На музыку Интермеццо специально для Андреа Бочелли была написана песня «Mascagni», посвященная великому композитору.
Автор статьи Навруза Бийназова
22 января 2020
Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru
Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram: https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz