Премьера знаменитой оперы "Сельская честь" на сцене ГАБТ им. А. Навои определила её дальнейшую судьбу

Премьера знаменитой оперы "Сельская честь" на сцене ГАБТ им. А. Навои определила её дальнейшую судьбу

 

 

Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе всемирно известный кинорежиссёр, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти.

 

«Сельская честь» (итал. Cavalleria rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по новелле Дж. Верги «Сельская честь». Впервые «Сельская честь» была представлена публике в Риме 17 мая 1890 года и имела большой успех. Первая постановка в Великобритании состоялась 19 октября 1891 года (театр Шафтсбери, Лондон), а 16 мая 1892 года «Сельская честь» представлена в «Ковент Гарден». В США опера впервые поставлена в 1891 году в Филадельфии, а затем почти сразу в Чикаго и Нью-Йорке. В «Метрополитен Опера» «Сельская честь» выдержала более 650 представлений, первое из которых состоялось 30 декабря 1891 года.

Первая постановка в России была осуществлена в 1891 году в Москве (итальянской труппой) и Екатеринбурге (Музыкальным кружком). На профессиональной сцене «Сельская честь» появилась в 1892—1893 годах в Казани и в Москве. 18 января 1894 года опера представлена публике в Мариинском театре. Большим поклонником оперы был П. И. Чайковский.

Итальянская опера неоднократно ставилась в Большом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. С  2001 года «Сельская честь» идёт в театре «Новая опера». 25 января 2008 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы в постановке Лилианы Кавани.

«Сельская честь» не сходит с мировой сцены, в главных её партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, Е. Образцова, З. Соткилава и др. В честь персонажа оперы Лолы назван астероид Лола, открытый в 1900 году. В фильме «Крестный отец» сын Майкла Корлеоне, Энтони, поёт именно в этой опере.

 

Внимание режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, Андрея Слонима к творчеству Масканьи можно объяснить его интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер этого направления характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Кредо веризма – это предельное обнажение острейших противоречий человеческой натуры, раскрытие каждого характера в его личных устремлениях – и непременно в переступании неких принципиальных границ допустимой морали. Герои веризма в открытом разгуле своих страстей расцвечены самыми различными «тонами», и, право же, трудно определить, кто в произведении такого рода «положителен», а кто – негативен. Веризм жёстко смешивает все эти тона – и драматические коллизии судеб героев и сюжета углубляют эти противоречия, непременно доводя их до рокового конца, когда исправить что-то уже просто невозможно!

Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села. Сюжет развивается  в сицилийской деревне. На сцене задействованы крестьяне и крестьянки, слуги трактира, священник, дети  - артисты хора, миманса и детской вокально-хоровой студии театра, придавшие всенародный масштаб происходящему действию - от первой до заключительной сцены.

Андрей Слоним сжал в два  действия напряжённый сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается тривиальная история любви-измены-тайны, которую режиссёр-постановщик ГАБТ им. Навои смог поднять до  важного философского обобщения. Герои оперы совершают неразумные поступки, а позднее  испытывают раскаяние за свои грехи и жестоко расплачиваются за них.

Действующие лица: Сантуцца (сопрано) - Марина ПОЛЯКОВА; Лола (меццо-сопрано) - Мадина БАЗАРОВА; Турриду (тенор) - Абдулла ШИРИНОВ; Альфио (баритон) - Рахим МИРЗАКАМАЛОВ;  Лючия (контральто) - Рада СМИРНЫХ смогли показать своих персонажей не в замороженном виде, а в «живом» психологическом развитии,

Молодая крестьянка Сантуцца – Марина Полякова - любит Туридду. Абдулла Ширинов, обладающий прекрасным тенором и превосходной органикой, смело рисует своего героя, буквально, балансирующего на лезвии бритвы противоречий. Видно, что и к своей возлюбленной Сантуцце он не равнодушен. Но его юношеская любовь к прекрасной Лоле отнюдь не иссякла. Туридду служил в армии, веря, что его Лола непременно его дождётся. А Лола предпочла выгодный брак с богатым и влиятельным Альфио. Стремясь заглушить горечь, Туридду попытался обрести гармонию в любви с молодой Сантуццей.

 

Но... Спектакль начинается с противоречия – Сантуцца случайно видит, как Туридду распевает страстную серенаду под окном Лолы, а потом она сама увлекает его в отсутствии мужа в свою комнату... Здесь следует особо отметить то, что и этот пролог, и интермеццо перед вторым действием сочинены Андреем Слонимом на основе предусмотренных композитором симфонических отрывков, изначально как бы и не предназначенных для действия. Но органика жизни персонажей в них нисколько не уступает основной напряжённости действия.

Убеждает всё – и то, как Сантуцца Марины Поляковой пытается узнать у суровой Лючии – матери Туридду – где был ночью ее сын, и то, как рассказывает ей о своем горе. Здесь следует особо отметить мастерскую работу Рады Смирных в раскрытии сложнейшей натуры Лючии – главы рода, почтенной жительницы деревни – и вдруг оказывающейся беспомощной и беззащитной перед веригами непреодолимых обстоятельств судьбы любимого сына!

Органично и предельно детализированно идёт труднейшая сцена диалога Сантуццы с Туридду, который то малодушно уклоняется от ответов отвергнутой возлюбленной, то прикрывается вспышками гнева. Совершенно в неореалистической эстетике режиссёр решает  выразительную сцену, в которой Лола в правдоподобном исполнении молодой Мадины Базаровой упивается своим превосходством над Сантуццей. Согласно «принятой морали» - можно осудить только явный грех. А тайное прегрешение легко слывёт добродетелью. И сложная система взаимоотношений двух женщин, почти переходящая в открытую схватку, – трогает и предстаёт во всей заострённости  их неразрешимого конфликта.

 

Всё дальнейшее в пересказе могло бы выглядеть несколько банально – но могучая художественная правда и Масканьи, и постановочного замысла Андрея Слонима выносит «корабль» действия на совершенно иной уровень. Всё дальнейшее – предельно детализированно и одновременно целостно в спектакле, почти как в кино. Сантуцца, отверженная Туридду, рассказывает возчику Альфио, что его жена Лола — любовница Туридду. Рахим Мирзакамалов уверенно передаёт переход Альфио от самодовольного состояния – до опустошения и пробуждения истинно звериной ярости.

 Выразительное симфоническое интермеццо отделяет финал от предшествующего действия и создаёт временную перспективу. Постановщик смело и ярко сочиняет и выстраивает на нём причудливый бредовый сон смятённой Сантуццы – ей грезится грядущая свадьба с Туридду, но... к венцу идут Туридду с Лолой, а венчающий их священник в образе Альфио неожиданно заносит над всеми кинжал...

 Всё дальнейшее опять представляет причудливую мозаику «фиест» и разгулов страстей. Бравая застольная Туридду и его открытое ухаживание за Лолой сменяется приходом разгневанного Альфио, который уже всё знает. Ревнивый Альфио оскорбляет Туридду, А Туридду кусает его за ухо, что по сицилийскому обычаю означает принятие вызова на смертный бой. Так, простота нравов и характеров сицилийской деревни в полном согласии с драматичной музыкой органичным решением режиссера выводит действие на уровень истинной трагедийности...   И тут Туридду во всей полноте осознаёт и низость своего поведения, и все непоправимые ошибки. Увидев вошедшую Лючию, Туридду страстно просит прощения у матери  и умоляет её о том, что если ему не суждено вернуться – пусть Лючия по-матерински согреет теплом одинокую и несчастную Сантуццу. И поспешно уходит к назначенному Альфио месту их поединка. Ариозо Турриды у многих зрителей вызвал слёзы на глазах своим поздним трогательным раскаянием.

 

   Лючия горячо обнимает обессиленную Сантуццу. Но поздно что-то изменить в ходе вещей. Свершается схватка, и Альфио наносит Туридду смертельный удар. Соперники дерутся на ножах. В поединке Туридду убит. Представляется очень ценной находка постановщика в показе этого поединка двумя огромными тенями дерущихся героев на фоне грозового неба. И в этой режиссёрской находке  предельно сконцентрирован драматизм текущего момента. А далее – ужас толпы. И небесный гром...

Прибежавшая Лола отчаянным криком сообщает о гибели Туридду. Лишающаяся жизни Сантуцца падает замертво. Окровавленное тело Туридду, смертельный ужас поражённого народа и разразившийся надо всем небесный гром... Так завершается этот истинно ужасный день Пасхи, в котором люди, забыв о Высшем – стали рабами и пленниками своих тёмных и пагубных страстей.

 

Оркестр ГАБТа под руководством заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата Государственной премии, Анвара Эргашева сумел передать всю палитру драмы чувств,  выраженную итальянским композитором правдиво, сильно. Чувствуется большая и детальная дирижерская, режиссерская и, конечно же -  концертмейстерская работа (Людмила Слоним и ее коллеги – Нина Давлятова и Шахноза Ташпулатова). Сочетание реалистически-бытовой картины крестьянской жизни, переданной в красочных декорациях готической архитектуры, ярких красочных национальных сицилийских костюмах художником-постановщиком, заслуженным работником культуры Республики Узбекистан Зубайдуллой Батыровым, с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект новой постановки известной оперы. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит народной среды: его ненавязчиво, органично воспроизводит хор – живой и прекрасно действующий на сцене  (главный хормейстер –  народный артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов, хормейстер – Наталья Куприянова). Волей и мастерством балетмейстера, заслуженной артистки Республики Узбекистан Амины Бабаджановой, артисты хора органично и уверенно совершают непростые движения народных танцев – что вносит еще большую динамику в массовые сцены.

 

Вся драма развёртывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Драматизм музыки, её напевность, свежесть красок, экспрессивное решение, на редкость выразительное пение   и артистическая игра  ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои определили успех состоявшейся премьеры. Многие зрители  говорили, что этот спектакль смотрится как кинофильм по обилию тонких деталей и своеобразной «раскадровке действия».  Хочется верить в счастливую судьбу этого захватывающего спектакля, который  неизбежно оживят и другие яркие артисты театра.  Публика, до предела заполнившая зал театра, своими горячими рукоплесканиями во время действия и в финале -  в едином порыве - не только высоко оценила мастерскую работу постановщиков и исполнителей, но и предопределила  дальнейшую добрую и плодотворную судьбу оперы «Сельская честь» на сцене нашего любимого театра...

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Юрий Полянский

 

22 января 2020

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
telegram:  https://t.me/gabtuzb