Бобомурод Худойкулов: Каждый спектакль – уникальная школа.

Как становятся оперными дирижёрами? В чём заключается разница в дирижировании оперой и балетом? Об этом и многом другом в интервью с одним из самых молодых дирижёров ГАБТ им.А.Навои, лауреатом международного конкурса симфонических дирижеров Бобомуродом Худойкуловым.

 

- Что привело вас на стезю оперно-симфонического дирижирования?

- В 2001 году я уже учился на первом курсе хорового отделении консерватории. В одной из репетиций концерта, приуроченного к открытию новой консерватории, также участвовал оркестр школы имени Успенского. Оркестром дирижировал 12-летний Азиз Шохакимов, по сути - ребенок, но я был потрясен. Считаю, что именно с этой минуты моя судьба, как дирижера была решена. 

- Когда и где состоялся ваш оперный дирижерский дебют?

- Мой оперный дебют состоялся в 2006-ом году в ГАБТе им.А.Навои. Я дирижировал оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Это был мой госэкзамен. Надо сказать, что когда я поступил в консерваторию, в 2001-ом году, с 15-го или 16-го сентября устроился на работу в ГАБТ им.А.Навои артистом хора, так велико было моё желание изучить оперу изнутри. И примером в этом плане для меня был знаменитый дирижёр Большого Театра в Москве А.Ш.Мелик-Пашаев, который сначала работал в мимансе, чтобы наиболее глубоко постичь оперное искусство. Должен сказать, что это было огромное счастье для меня – оказаться внутри механизма оперного спектакля. Когда сидишь в зале, такое ощущение просто недоступно. Я настолько влюбился в оперу, что позже, когда учился на кафедре оперно-симфонического дирижирования у профессора В.Б.Неймера, посещал уроки оперной подготовки и все репетиции, прилагая максимальные усилия, чтобы усвоить тот гигантский объём знаний, которыми обладает Владимир Борисович. Учится у такого Мэтра – это большое счастье и в то же время большая ответственность. Когда он пропускал репетиции по тем или иным причинам, я был даже рад, как ни странно это звучит, потому что именно в эти моменты я, как говорится, «набивал собственные шишки» в работе с вокалистами, без подстраховки Мэтра, которые всегда чётко видит, что и где не так. Владимир Борисович сыграл ключевую роль в моей дирижёрской судьбе, благодаря ему я набрался опыта, знаний, у меня появилось ощущение вокала, смог разнообразить и обогатить палитру аккомпанемента. Вместе с Владимиром Борисовичем к окончанию бакалавриата мы подготовили большую симфоническую программу 4-ую симфонию П.И.Чайковского и 2-ой фортепианный концерт С.Рахманинова (солистка пианистка Эсмира Мамедова, ученица Э.Миркасымовой). Позже дирижировал спектаклем «Евгений Онегин» в театре. У меня было две репетиции перед спектаклем, и когда я встал за пульт – было ощущение абсолютного счастья и огромной ответственности. Это ведь был репертуарный спектакль, зрители не знали, что за дирижёрским пультом – студент. После первого пиццикато контрабасов волнение улеглось, и дальше было только ощущение магии и радости творчества.

- Затем вы были приняты в стажерскую группу театра в качествеассистента дирижера…

- Да, это тоже был очень важный этап в моей дирижёрской жизни, где моими наставниками были замечательные музыканты - главный дирижер театра, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов и главный хормейстер театра, Народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов.  

- Можете ли вы назвать имена дирижеров, которые также повлияли на ваше дирижерское становление? Есть ли среди них одно - для вас самое значимое?
- Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн, Саймон Реттл, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Джеймс Ливайн стали для меня примером в творчестве. Более значимым является Караян.
- Когда вы в первый раз дирижировали балетом?
- Первая моя полноценная постановка балета «Жар птица» И.Стравинского и «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова состоялись 6-го декабря 2018 года.

- Невероятно, дебютировать в балете с таким блистательным хореографом, как  Андрис Лиепа…

- Да, мне очень повезло с наставниками. С Андрисом Марисовичем мы встретились впервые в балетном классе. Это настолько солнечный, гениальный, и в то же время родной человек, он не давит авторитетом, он говорит с собеседников на равных, как профессионал с профессионалом. Когда я задавал свои бесконечные вопросы, он подробно отвечал, щедро делясь своими колоссальными знаниями, работа с таким уникальным человеком обогащает настолько, что, возможно, потребуется продолжительное время на осмысление всей полученной информации. Для меня Андрис Марисович является Академией в одном лице. Работать с ним, учиться у него, да, это настоящее счастье.

- В чём заключается принципиальная разница дирижирования в балете и в опере?
- Принцип один - и там и здесь надо аккомпанировать. Только в опере нужно уметь слушать и слышать солиста, мне это легче, потому что я сам пел в опере. В балете же необходимо не только свободно владеть специальной терминологией, но и дышать по-особому, очень чутко чувствовать взлёт и приземление артистов балета, прислушиваться к их дыханию и пульсу. В этом плане, просто невозможно переоценить опыт работы с Андрисом Марисовичем, он многому меня научил. Я до сих пор у него учусь, каждый спектакль – уникальная школа. И, конечно, в балете необходимо смотреть только на артистов балета, а не в партитуру, ибо, как говорил немецкий дирижёр Ганс фон Бюлов:«Хороший дирижёр держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре». Другой дирижёр, австриец Феликс Вейнгартнер выразился ещё более чётко: «Если дирижёр не может оторваться от партитуры, он не более, чем отбиватель такта, и не имеет права претендовать на звание артиста».

- У вас есть опыт работы с симфоническим оркестром. Какой творческий путь для вас предпочтительней – дирижёра симфонического оркестра или дирижёра оркестра театра оперы и балета?

- Моё предпочтение навсегда отдано оперно-балетному искусству, можно сказать, я живу театром.

- Если говорить о персоналиях, есть ли солисты, с которыми спектакль проходит более эмоционально?
- Более стабильно, удачно, интересно проходят спектакли с мастерами сцены, потому что они опытные, а молодые исполнители в партнёрстве с ними набираются опыта.
- У вас уже есть опыт работы в качестве дирижёра-постановщика - в международном проекте постановки оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского в Чимкентском театре оперы и балета. Есть ли желание и возможность поставить спектакль в родном театре? Если «да», то какой бы спектакль вы выбрали?

- Мечтаю о «Фаусте » Ш.Гуно

- Почему именно об опере Гуно?

- Я очень давно мечтал о большой опере. Когда я заканчивал магистратуру, то выбор стоял между «Фаустом» Ш.Гуно и «Аидой» Дж.Верди. В итоге, по совету Владимира Борисовича, дирижировал «Кармен» Ж.Бизе. Но мечта о большой серьёзной опере осталась. В те времена, когда я работал в театральном хоре, с нашим театром активно сотрудничал маэстро Пьер-Доминик Поннелле (Германия), он дирижировал такими спектаклями, как «Бал маскарад», «Аида», «Риголетто» Дж.Верди, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Сельская честь» П.Масканьи, «Любовный напиток» Т.Доницетти. Это были очень интересные проекты, и я мечтал осуществить нечто подобное. В 2016 году оперу «Аида» поставила наша легендарная Дильбар Гулямовна Абдурахманова. А вот вопрос с постановкой «Фауста» Ш.Гуно будет решаться  в ближайшее время, и есть огромное желание обрести свой собственный опыт постановки большой европейской оперы, в данном случае – французской. У меня есть опыт дирижёра-постановщика опер отечественных композиторов -  «ХАМСА» М.Бафоева, «Волшебная лампа Аладдина» С.Вареласа. Но меня очень привлекает тематика оперы Гуно, сам я по натуре мечтатель, романтик, поэтому мистика и лирика «Фауста» мне очень близки. Было бы замечательно представить своё видение, концепцию, идею спектакля.

- Можете ли назвать свою самую удачную работу?

- Самыми удачными работами и, только благодаря Андрису Лиепа, считаю балеты «Жар-птица» «Шехеразада»!

 

23 декабря 2019

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz