МОЛОДЕЖНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРИ ГАБТ ИМЕНИ А. НАВОИ УСПЕШНО ОСУЩЕСТВИЛА СВОЙ ПЕРВЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОКАЗ

Традиции оперного и балетного искусства в Узбекистане обширны, глубоки и многообразны. Выдающиеся произведения лучших композиторов Узбекистана, великие мастера оперного и балетного искусства нашей страны оставили нам богатейшее достояние, завещая хранить и множить их замечательные традиции и уровень мастерства. Творческие достижения молодых певцов на многочисленных конкурсах, ряд успешных постановок и исполнений произведений мирового искусства, несомненно, весомы и убедительны в  своем творческом значении.

       В связи с этим очень серьезно встает во весь рост проблема коренного изменения системы подготовки мастеров оперного жанра. В подготовке певцов больше времени и внимания стоит уделять развитию не только голосовых данных (что, вне сомнения, необходимо!) – но и всего сложного комплекса исполнительских средств. Актерское мастерство оперного певца в корне отличается от мастерства драматического актера – потому что оно основано на синтезе пения, экспрессивного артистизма  и выразительной пластики. И подчинено законам музыкальной драматургии, точного оправдания заданного композитором темпоритма, тесситуры и  и напряженности действия. Вот почему и будущий певец-актер, и дирижер, и режиссер, и даже композитор должны в процессе обучения глубоко вникать в саму суть музыкальной драматургии. Мы все уважаем и чтим многие вокальные конкурсы. Однако, главная проблема заключается в том, что конкурсант исполняет ряд подготовленных арий, получает за это заслуженные награды, но… не умеет работать над развитием образа и характера персонажа в целостном спектакле, в ансамбле с партнерами. Реалии современного обучения в консерватории предполагают, в основном, вокальное развитие будущих солистов, а полноценное овладение вокально-сценическим мастерством в этих условиях, в полной мере не осуществляется. Между тем современный оперный театр предполагает полноценное владение солистом оперы всеми элементами мастерства в из неразрывной синкретичности и взаимной органике.     Существующая система стажировки молодых певцов недостаточно совершенна уже хотя бы потому, что приходя в театр, они не встречаются с овладением МЕТОДОМ РАБОТЫ НАД ЛЮБОЙ ПАРТИЕЙ-РОЛЬЮ, а назначаются на определенные партии вне этапов своего творческого развития и не получив систематической профессиональной подготовки. Дело не только в развитии их голосового аппарата – дело в необходимой постепенности овладения ими сложнейшим комплексным мастерством  профессии певца-актера, овладении спецификой разных исполнительских стилей и направлений, различных жанров оперных произведений в их многообразии.

   Молодые дирижеры в этом творческом объединении сумеют постигнуть и понять, что музыкальная драматургия оперы или балета – это не только система воспроизведения заданных композитором нюансов, а основа музыкально-сценической ЖИЗНИ героев в их взаимодействии. А те, кто испытывает тяготение к оперной режиссуре, только находясь в такой творческой среде, могут попробовать постигнуть ОСОБЫЕ ЗАКОНЫ ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ОПЕРЕ. В будущем было бы плодотворно включать в эти группы и молодых композиторов, которые хотят глубже понять специфику оперного жанра с точки зрения динамики музыкальной драматургии, раскрытия в ней характеров героев. . Именно такая ЛАБОРАТОРНАЯ СТУДИЙНОСТЬ позволяет в постепенном развитии раскрыть индивидуальности многих будущих певцов-актеров, оперных дирижеров, концертмейстеров, режиссеров, а в будущем   даже и -  композиторов. Наиболее ярко проявившим себя в этом студийном обучении – стоит рекомендовать м дальнейшее совершенствование на более высокой           стадии обучения, на сцене театра, в экспериментальных проектах. В свою очередь - оперный дирижер отличается от дирижера симфонического именно тем, что умеет искать и находить в звучании голосов и оркестра органику драматургии, логику интонации, динамику не просто звучания а изменения эмоционального состояния. А оперный режиссер должен уметь, строго опираясь на музыкальную драматургию партитуры, искать логику СВОЕГО решения действия, опираясь и на индивидуальность исполнителей, и на многие иные факторы. Проблема эта распространима и на сочинение композиторами новых опер – во многих случаях, встречаясь с хорошей, грамотно созданной музыкой, мы не можем раскрыть в ней действенности, логики поступков и изменений характеров – потому что композитор, в отличие от многих мастеров мира и нашей страны – вообще не занимался этой проблемой.

  Вот почему, опираясь на позитивный мировой опыт, на опыт крупнейших российских театров (Большого, Мариинского, «Геликон-оперы», Творческих центров Галины Вишневской, Елены Образцовой и др.) – при ГАБТ имени А. Навои весной этого года была создана МОЛОДЕЖНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, в которой по особым законам и программам началось воспитание  нового поколения солистов      оперы.   

  И вот в минувшую среду  на сцене ГАБТ имени А. Навои состоялся первый отчётный показ Молодежной Творческой Мастерской, созданной при театре весной этого года. Целью творческой и педагогической деятельности этой мастерской является полное приобщение молодых солистов оперы к основам создания вокально-сценического образа по особым законам оперного жанра. Занятия включают в себя систематические уроки по основам мастерства актера, пластике, сценическому движению, основам фехтования и танца. Художественным руководителем Молодежной Творческой мастерской официально являюсь я –   Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним. Мой коллега, молодой режиссер театра  Руслан Шерезданов и наша опытная танцовщица и хореограф-репетитор, Заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова в неразрывном творческом союзе с руководителем ведут занятия по основам мастерства актера, пластики и танца. Многогранная программа включает в себя и теоретическую часть основ профессии, и курсы лекций-бесед по истории оперного театра и его выдающихся мастеров. Первый итоговый показ включил в себя коллективное исполнение стажерами и молодыми солистами двух классических бальных танцев - Полонеза и Вальса, с которыми певцу-артисту приходится довольно часто встречаться в оперных спектаклях.

    Во второй части молодежный состав творческой мастерской выполнял задание на воображение, на предлагаемые обстоятельства, на действие в изменяющейся окружающей обстановке – дождь, пустыня, помещение с низким потолком, движение в полной темноте. Далее последовал целый цикл упражнений на пластические действия с тростью. В заключение все участники показа продемонстрировали элементы сценического фехтования и показательный сценический бой на шпагах.И в большинстве своем действия молодых солистов в исполнении этих непростых заданий были органичными и увлечёнными в устремленности раскрепостить сознание и психофизику.

     Следует отметить, что этот творческий показ был первым за всю многодесятилетнюю историю нашего театра и продемонстрировал новый этап творческой работы с молодежью. Солисты театра, руководство оперной труппы и дирекция внимательно и с большой заинтересованностью восприняли этот творческий показ. По окончании на творческом обсуждении этого первого результата деятельности Молодежной Творческой Мастерской было сказано много теплых слов в адрес ее руководителей и наставником творческой молодежи театра. В частности директор театра Махмуд Муминович Муратов, искренне поблагодаривший и каждого из руководителей, и весь молодежный состав за добрый и убедительный результат первого показа, сказал о том, что именно сегодня на важном совещании говорилось о необходимости коренного пересмотра метода подготовки кадров. Президент нашей страны Ш. М. Мирзиеев ёмко и мудро обозначил проблемы коренного пересмотра принципов творческого развития молодёжи. Ведь от полноценного формирования творческих личностей новых поколений напрямую зависит будущее нашей страны во всём его многообразии.

    И в этом смысле наш театр с честью оказался в русле требований времени, и, к счастью, с опережением и инициативой начал перестройку совершенствования профессионального мастерстваа молодых солистов оперы. Да, самый первый этап деятельности Молодежной Творческой Мастерской состоялся и показал дастаточно внеятный первичный результат. Но впереди ждет еще более сложная и скрупулезная работа.  Осенью участники занятий Молодёжной Творческой Мастерской покажут и особенные этюды по основам раскрытия музыкальной драматургии, и работу над новыми образами в показательном концерте, в котором в театрализованной форме молодые солисты покажут отрывки и сцены из опер, еще не исполненных ими на сцене театра. Предполагается и теоретическое ознакомление молодыз солистов с наиболее значительными явлениями мирового оперного театра, с творчеством истинно выдающихся мастеров разных периодов.

   Очень отрадно, что все, кто присутствовал на этом закрытом ввиду пандемии показе коллеги и сотрудники театра восприняли работу Молодежной Творческой Мастерской с большим интересом и выразили надежду, что это важная и необходимая деятельность поможет в новых формах раскрыть творческий потенциал и профессионализм поколения, которое только начало свой творческий путь. Отрадно, что в занятиях Мастерской начали участвовать и опытные солисты, которые сознательно захотели увеличить свой творческий потенциал и поднять мастерство на новую ступень.

Опера и балет в каждой стране являются, безусловно, некими высшими, синтетическими жанрами особой сложности. Развитие этих жанров театра не только свидетельсвует о высоте культурного развития нации – но и является некой высшей формой общения между разными странами, т.е. – удивительной формой «творческой дипломатии», объединяющей страны и народы. Возникнув в Италии. Оперное искусство мира является сегодня одним из самых интернациональных – на сцене одного театра в один вечер можно услышать и увидеть десятки представителей самых разных стран. И реформа подготовки мастеров оперы, безусловно, будет способствовать еще более высокому совершенствованию творческих достижений представителей нашей страны как на родине, так и в их вхождении  в мировое сообщество.

 

 Андрей СЛОНИМ,

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои,

Художественный руководитель Молодежной Творческой Мастерской при театре.

 

9 июня 2021

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz