НЕ ТОЛЬКО ОБ ОПЕРЕ И БАЛЕТЕ…

                                                                 НЕ ТОЛЬКО ОБ ОПЕРЕ И БАЛЕТЕ…

   Когда во время сложного и во многом экспериментального процесса обновляющих реформ в нашей стране встречаются объективные и субъективные трудности, которые требуют дополнительных усилий для их преодолений – это большинством воспринимается как вполне нормальное явление.

    Все позитивное, что совершается ныне в Узбекистане – вершится по благотворной могучей инициативе и воле нашего Президента, оперативно и опережающе охватившего своим вниманием буквально все в нашей стране, что нуждается в усовершенствованиях. С огромной искренней благодарностью и устремленностью к осуществлению этих реформ и в сфере искусства мы стараемся своим каждодневным трудом помогать осуществлению этих необходимых преобразований. У многих из нас в памяти историческая встреча нашего Президента с представителями творческой интеллигенции страны. Она произошла чуть более года тому назад – и во многом задала и определила пути того Нового, что всеобщими усилиями все более явственно внедряется и в жизнь Узбекистана, и в его искусство. Когда в непростом процессе формировании искусств и культуры на пути преобразований встают предсказуемые и непредсказуемые сложности и проблемы – это, несомненно, - объективный и требующий мобильных решений процесс. Он требует от всех, кто служит этой сфере  не только полноты отдачи  - это само собой разумеется! Но – и стремления и умения осмыслить и  перенастроить свои стремления, перезагрузить как компьютер «жесткий диск» привычных пониманий. И, естественно –  действовать. Действовать со всем своим профессионализмом – и непременной добротой, позитивностью отношения к любимому делу, которому отдана вся жизнь, а с особой силой – к людям внутри этих процессов творчества и жизни.

   Но когда в бурлящей пене кажущейся вседозволенности на страницах терпящих всё интернетских сетей некто безымянный без сомнений изрекает нечто,  пришедшее в его «буйную головушку»–  происходит  совсем иное, приземленное и прискорбное. На сцену жизни настырно вторгается вовсе не профессионализм и и компетентность, а мелкая и безликая жажда «отметиться» и «обличить». Эта гремящая как пустой кувшин назойливость не только не помогает делу, но и ввергает все в невнятный и мутный круговорот.

    Вне желания и, несомненно! -  вне удовольствий улавливая мутную волну, возникшую в сетях интернета  по воле неведомого «мистера» ( или – миссис») Х «по поводу жизни и деятельности» главного театра Узбекистана – Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои – мы, представители разных ветвей художественного руководства театра -  вынуждены со всей определенностью отметить и определить в уме основное «зерно» этих публикаций. Не только не уважительный, а низменно ерничающий тон этих «заметок», как и бездоказательная «обличительная сенсационность» этих постов – изначально вызывает как недоверие, стремление возразить  - так и массу встречных вопросов.

   Но   не менее досадно и то, что в ответ на прямолинейность этих выпадов многие деятели театра в откровенном стремлении парировать, - встают на одну доску с автором публикаций. И возникает бесперспективный обмен упреками и уколами по принципу – « у вас в театре все плохо!», а в ответ: «нет, у нас в театре всё хорошо!». Суть этой лжедискуссии неизменно нисходит к принципу: «дурак! – Сам дурак!». Понятно, что смысла и толка в этих «взаимообменах» ничтожно мало. А мутность и туманность ситуации этим отнюдь не рассеивается, а, напротив – становится всё гуще и грязнее…

   Отдав нашему любимому ГАБТ имени А.Навои целые десятилетия своей жизни,  находясь в разные периоды в гуще и глубинах его жизни, активнейшим образом соучаствуя в его многолетнем творческом процессе, наблюдая как ощутимые подъемы, так и естественные спады – мы надеемся, что имеем моральное право высказать свои соображения по поводу всех этих «течений».

   С чего начать? Наверное - с того, что сам характер этих «реплик» и «обличительных речей» - в принципе вовсе не нов. Еще в 1910 году великий художник Константин Коровин в своих мемуарных записках вывел удивительное понятие – «человек за забором». Точность этого термина поражает – именно из-за «забора», практически всегда анонимно некий автор начинает обливать грязными инсинуациями творческих деятелей и явления самого разного масштаба. Этих мутных волн не избежали в свое время ни Шаляпин, ни Собинов, ни Есенин, ни Станиславский и Немирович-Данченко… Заметим к слову красноречивое высказывание тогдашнего критика Буренина, славившегося своей желчностью: «Упадок нашей литературы определяется тем, что в нее проникли (так!) всякие Чеховы да Горькие». Здесь комментарии – излишни. Однако именно эта воинствующая обывательщина в искусстве, некомпетентная, не способная разобраться в сути явлений, не могущая оценить – брала на себя смелость судить и выносить, как ей казалось - «приговор». «Человек за забором» не только анонимен (ибо по сути – труслив, в отличие от тех, кто тверд в своих позициях и активно утверждает свое и жизнью, и творчеством, а потому всегда высказывается весомо, внятно и открыто!) – но и убежден в своей безнаказанности. Очевидно, что если кому-то пришло бы в голову бросить камень и разбить стекло дома другого человека – за этим неотступно должно последовать наказание. И потому камни в окна домов бросают гораздо реже, чем их бросают в «окна» личностей и их творчеств. Сама позиция «человека за забором» и в те времена, и в сегодняшней сети – кажется ему неуязвимой и дающей право покуражиться. А современный технический уровень, помимо своих ощутимых высот – к сожалению, наряду с благими возможностями нормальных пользователей - усовершенствовал и возможности многоликих «зазаборников».

    Вообще, с прискорбием стоит сказать о том, что и сам  нынешний интернет понемногу стал именно тем «забором», на котором каждый желающий может написать о ком и о чем угодно буквально всё, что придет ему в голову, вплоть до «модной» и уже никого не удивляющей  ненормативности. А ненормативность лексики, как факт – неизменно выплывает на свет тогда и только тогда, когда живых и убедительных доводов в багаже подобного «полемиста» не остается – и «дискуссия» немедленно нисходит к уровню подворотни.      Ирония и сарказм, которые помогают найти место каждого явления в нашей жизни – упорно высвечивают в памяти поистине гениальный афоризм Петра I: «дабы дурость каждого видна была!», сказанный несколько по иному поводу, но вполне уместный здесь. «Человек за забором» на редкость закомплексован, и ворочаясь ночью перед сном от осознания своей неполноценности – постоянно ищет: КОГО БЫ И ЧТО БЫ УРАВНЯТЬ С СОБОЙ В ЭТОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ? И с настырностью, достойной лучшего применения – ищет грязь в Личностях и делах, масштабы которых несовместимы с его микроскопичностью. «Есенин никакой не поэт – он просто пьяница!» - бросали такие «искатели истин» через забор свои упреки. «Достоевский вовсе не писатель – он карточный игрок!» - вторили им другие. А гигантские, титанические открытия этих Личностей были попросту недоступны их сознанию, и как все для обывателя непонятное – «подлежали уничтожению» ! К сожалению, и ныне подобный тип абсолютно жив и здоров –   и особенно активен в наше непростое и противоречивое время…

   Заметим объективно и вглубь, что внутри абсолютно любой  личности и дела всегда встречаются объективные и субъективные противоречия. В реалиях жизни человеческой никогда не бывает чисто «белого» или сплошного «чёрного» - потому что в диалектике и личностей, и дел исконно заложены многоцветность и разнообразие оттенков и нюансов, порой – достаточно противоречивых.  И принципиально важно иметь глубину души, способной отличить масштабность позитива главного от наносного, менее значимого. «Белых и пушистых» дел, натур и характеров – не бывает, личность и творчество развиваются именно в преодолении противоречий. Думаем, что многое и многое повлияло на живучесть таких «человеков за забором». И трагические противоречия мятежного ХХ века, когда по доносам десятков тысяч анонимных «зазаборников» обрывались жизни многих и многих Настоящих.  И рассеивание в прах  истинных устремлений в эпохи многочисленных «перестроек», и многое, многое иное, чему поистине нет конца…

   … А в следующей части  этих заметок рискнём поразмыслить о том, что, на наш взгляд, истинно важно и нужно в сегодняшней жизни нашего замечательного ГАБТ имени А.Навои. И если перед высшим руководством всей нашей страны во весь рост встает обилие проблем, которые во имя блага и дальнейшего расцвета государства надо оперативно и незамедлительно решать – то чему удивляться, осмысливая и то обилие проблем, которые объективно возникли в сегодняшней жизни нашего любимого театра.

    Как и всякий театр, сегодняшний ГАБТ имени А.Навои стоит сегодня перед главной проблемой – сохранения и приумножения своих достижений. Именно сейчас происходит непростой и болезненный процесс смены поколений – ведущие мастера, занимая свои особые места – дают дорогу молодому поколению. Но в силу объективных и субъективных обстоятельств он только начинает формироваться, обретая свои творческие черты. И одна из главных задач – активно помочь этому формированию. Здесь дело отнюдь не только в многочисленных конкурсах, лауреатами которых многие наши певцы, к счастью, становятся – здесь дело в полноценном и многогранном формировании их артистических индивидуальностей, способных ярко воплотить оперный образ любой сложности, и в его развитии. И значения этих конкурсов никто и не думает принижать. Да, доблестно и отрадно спеть полагающуюся цепочку конкурсных арий на высоком уровне, заслужить одобрения жюри и полагающиеся призы. Но… Но –  многократно сложнее научиться воплощать образ в его постоянном развитии по законам музыкальной драматургии, слить выразительность пения с органикой актерского проживания на сцене. Предельно раскрепостить пластику и свободу движений, сплести ее с пением, научиться органично ДЕЙСТВОВАТЬ в опере. И стать ЯРКИМ И ИНТЕРЕСНЫМ ТВОРЦОМ, которому есть, ЧТО и КАК сказать со сцены зрителю! А воспитание полноценного артиста балета – это тоже сложнейший процесс, полный как открытий. Так и неожиданных преодолений…

    Вот почему нам, мастерам своих профессий, отдавших от 40 до 50 лет своему делу в разных жанрах – как и развитию нашего театра! – а одновременно, и оперно-театральной педагогике – неуклонно ясен следующий факт. Существующая у нас на сегодняшний день система стажировки и воспитания  молодых певцов и артистов балета нуждается в коренном усовершенствовании и систематизации. И можем сказать уже сейчас, что в наших планах есть конкретные устремления и установки, которые, как нам думается – постепенно, но неуклонно решат эти проблемы – ведь они свойственны сейчас не только театрам нашей страны – но и всему обширному пространству ближнего зарубежья. Уже сейчас талантливая молодежь зачисляется в театр в качестве стажеров и проходит индивидуальный  план своего совершенствования. При этом те, кто НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ проявил себя в этот первый год стажировки – получают право приготовить оперную партию и дебютировать на сцене в спектакле театра. А дальше тем, кто наиболее перспективен – предоставляется право входить в репертуар театра и готовить себя к тому, чтобы, возможно, стать постоянным членом труппы. Думаем, аналогичны проблемы и подготовки балетных артистов. Приходящие в театр юные выпускники нашей Академии первый год делают только первоначальные шаги. Наиболее одаренные начинают свою жизнь в партиях репертуара. Но здесь налицо и иная проблема.  Приходит время – и многие яркие восходящие к мастерству танцовщики переходят в труппы других стран. И весь этот процесс вершится снова и снова.

     Стоит сказать и о том, что фундаментальная реконструкция исторического здания ГАБТ имени А.Навои, подлинно возродившая и обновившая его свойства объективно длилась пять лет. Все это время общими усилиями театр старался  полноценно жить и действовать во Дворце Искусств «Туркистон». По сути именно то, что жизнь театра на эти годы не прервалась, способствовало сохранению оперного и балетного искусства нашей страны. В назначенный срок в ноябре 2015 года театр возобновил свою работу в обновленном историческом здании – и в этом проявилась огромная и неизменная забота об оперном и балетном искусстве высшего руководства страны. Значение этого многозначного факта переоценить невозможно.

    Однако, одновременно и  по вполне объективным причинам работа в здании дворца «Туркистон, формально не предназначенном для деятельности оперного или балетного коллектива - привела к ощутимым потерям в облике репертуара. Приостановился ряд спектаклей, размещение сценографии которых на сцене «Туркистона» было невозможным, от многочисленных перевозок пострадали декорации и реквизит многих идущих спектаклей. Серьёзные трудности испытал и симфонический оркестр театра, вынужденно исполнявший спектакли вне полагающейся оркестровой ямы –  прямо перед первым зрительским рядом дворца «Туркистон». Восстановление нашего богатого оперного и балетного репертуара  в обновленных версиях, и конечно –  постановки новых названий  входят в главные задачи руководства театра. Как и планомерное восстановление во всем объеме и полноте творческого потенциала нашего замечательного Большого театра Узбекистана – во времени и в движении.

     Да, у нас проводятся замечательные фестивали оперного и балетного творчества, и на них и яркие гости, и наши исполнители предстают в добром и привлекательном свете. Но важно наметить систему взаимного гастрольного обмена – чтобы и к нам приезжали яркие певцы и танцовщики, но и чтобы наши мастера приглашались бы другими театрами. Проблема приглашения дирижеров, режиссеров и балетмейстеров также актуальна. И сегодня раскрывает новые и новые возможности. Нельзя не сказать и о том, что многие проекты такого направления, прежде казавшиеся неосуществимыми – приобрели мощную материальную поддержку во исполнение одного из реформаторских Указов нашего Президента Шавката Миромоновича Мирзиеева. Именно благодаря этому новаторскому Указу наш театр обрел новых верных друзей в лице АО «УЗНЕФТЕГАЗ» и «Клуба друзей театра». И начался новый отсчет важных проектов, красноречиво еще раз подтвердивший, что приглашать иностранных мастеров необходимо и важно -  и, несомненно, самых ярких, несущих внятность творческих задач и методики работы с солистами. При этом основополагающе важно, чтобы предложенные ими решения спектаклей соответствовали замыслу музыкальной драматургии композитора и максимально раскрывали возможности труппы.  Необходимо предельно активизировать и творческий потенциал своих действующих постановщиков, предоставляя им право активно осуществлять СВОИ замыслы названий, а не в случайном выборе их, как это случается иногда. Стоит подумать и о проблемах сохранения во времени спектаклей, поставленных гостями – ведь без «авторского надзора» удерживать высоту их уровня  во времени – дело в любом театре отнюдь не простое.

    Мелькающее в интернетских постах назойливое утверждение, что кого-то из артистов будто бы «не пускают» в исполнение партий – кажется нам надуманным. Честно говоря – мы не помним ни одного реального факта, чтобы кто-то из солистов оперной труппы, сознательно желая выступить именно в этой роли и активно изучив материал, рвался к репетициям, а ему говорили: «нет, ты это петь не будешь!». Не встречали и другого варианта – когда у певца оказалась готовой выученная в нотах партия, к которой он стремился – а ему активно отказали бы в работе над этим образом. За всю свою обширную творческую биографию ни один из нас не знает случая, чтобы опытный или молодой певец или артист балета (в нашем ли театре – или в других, где нам доводилось работать!) обращался бы с просьбой подготовить его к выходу в той или иной роли, а мы почему-то говорили бы ему: «нет!». Напротив, если голосовой материал и темперамент, да и внешность певца или певицы (или же – профессиональные данные  танцовщика или балерины!) соответствуют данному образу – каждый из нас в своем круге профессионализма с удовольствием готов всем процессом работы от первых уроков до выпуска подготовить его к участию в спектакле. Таких дебютов в  практике каждого из нас подготовлено множество – и солисты по сей день регулярно выступают в ролях, которые хотели исполнить. Не припомним подобных ситуаций и в балете – напротив, налицо исполнительский дефицит, когда артистов балета, способных сегодня нести ответственный репертуар – в труппе не так уж много, как хотелось бы. Но неизбежно действие важного закона всех искусств. Как везде и во всем в творчестве – и в оперной, и в балетнойтруппе есть высокоодаренные лидеры, и есть нужные процессу, но менее индивидуальные члены труппы, несущие свою область служения театру. Сформулируем еще раз бесспорный факт  –   РАВЕНСТВА В ИСКУССТВЕ (к сожалению или к счастью!) – НЕТ, И В ПРИНЦИПЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ…

  Однако, встречается и противоположное  -  у нас нередки случаи, когда солист хороших возможностей, будучи назначенным на партию, под разными собственными предлогами годами  учит ноты, искусственно оттягивая момент работы над партией-ролью. Или же, исполняя на сцене ту или иною роль, без видимых причин отказывается от очередного участия в спектакле, предоставляя выступление «параллельному» коллеге. Главная причина этой инертности кроется, скорее всего, в назревшей необходимости реформ некоторых рабочих  проблем, поиски  которых также находятся уже сейчас в зоне внимания дирекции и художественных руководителей. 

    Вопрос о каком-то как бы особо «загадочном» получении званий мы решительно  оставлю без комментариев. Конечно, в отдельных случаях, как и везде, наверняка происходят нестыковки, «авансовые» оценки возможностей. Однако, именно сейчас вопрос о высоте значения творческих почетных званий позицией Президента Республики Узбекистан поднят на уровень особой серьезности. Об этом был и весьма серьезный разговор Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиеева на уже упомянутой нами знаменательной встрече Президента Узбекистана с представителями творческой интеллигенции год тому назад. Отдельным руководителям и солистам театра довелось не только присутствовать на этой встрече, а кое-кто из нас  даже получил возможность и выступить там по поводу особенно волнующих проблем оперного и балетного искусства. Заверяем, что уже там вопрос о цене почетных званий был поднят Первым лицом нашего государства со всей остротой. Вспомним, что в прошлогоднем Указе по театрам страны не было присуждено НИ ОДНОГО почетного звания. Так что этот вопрос – остается коренным и важным.

    Зона оценок «компетентности» руководства, звучащая в анонимных публикациях  также –  несомненно вне компетенции пишущего. Саркастический вопрос: «Что сделал Министр Культуры за год?» - может произвести впечатление только на некомпетентного обывателя. Год – это срок для первичного приведения в порядок неких избранных пунктов своей компетенции. Высших руководителей любого государства избирают на 5-6 лет, а чаще всего нужен и повторный срок, чтобы доделать то, что не вошло в первый отрезок. Надеемся, читающий эти строки не сможет не согласиться с тем, что сфера руководства Министра культуры по обилию задач и проблем – не менее ёмка. И, несомненно, развивается и дает свои результаты во времени, а не сиюминутно. Мы абсолютно  далеки от мысли, что в деятельности абсолютно ЛЮБОГО руководителя _  Министра культуры, директора театра, руководителя любого  творческого цеха – нет и не может быть  противоречий. Но огульно бросаться такими фразами – неперспективно, и – увы! - элементарно пошло. Каждый руководитель на своем посту, как может, делает свое дело – и объективные  результаты его можно объективно оценить только через определенный срок…  

    Отметим еще одно, не нуждающееся в особых доказательствах и дискуссиях. Наш театр всегда открыт для продуктивных деловых предложений, истинно направленных на то, чтобы и процесс, и результат его деятельности был наиболее продуктивным. Заметим, что среди общественных деятелей и выдающихся мастеров искусств  Узбекистана, высокопрофессиональных журналистов, менеджеров – у нас очень много истинных друзей, которые с открытым сердцем и позитивной       устремленностью долгие годы сотрудничают с нами. С помощью этих верных и добрых друзей мы успешно осуществляем ряд поистине грандиозных проектов, ищем новые формы вечеров-композиций, активизируем камерное исполнительство в «музыкальной гостиной театра» - на территории прекрасного большого фойе на втором этаже зрительской части. В этом содружестве и плодотворном  сотрудничестве – как и везде! – первоочередны доброта и позитивность, доверие и открытость.

   … В заключение повторяем ещё раз –  огульное и бездоказательное глумление над нашим театром, имеющим богатейшие традиции и высокий потенциал – бесперспективно. И недопустимо в своей опустошающей души сути.

    Разумеется, круг этих мыслей далеко не полон, в каждом вопросе – масса бездн и поводов для осмысления. Но в любом стремлении важно одно – доброжелательность и ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ, - а не потуги обдать грязью.  Как тут не вспомнить замечательный    афоризм узбекского народа: «НИКОГДА НЕ БРОСАЙ В ДРУГОГО ГРЯЗЬЮ! ТОТ, В КОГО ЭТА ГРЯЗЬ СЛУЧАЙНО ПОПАЛА – УМОЕТСЯ, И ОСТАНЕТСЯ ЧИСТЫМ. А В ТВОИ ЛАДОНИ ЭТА ГРЯЗЬ ВЪЕСТСЯ НАВСЕГДА!».

    Как представители различных определяющих творческих профессий, как деятели искусств, отдавшие десятки лет своей жизни и творчества  развитию оперного и балетного дела в Узбекистане и родному театру, создавшие десятки спектаклей и множество концертных проектов как в нашей стране – так и за ее пределами – мы активно предлагаем ВСЕМ УЧАСТНИКАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПЕРЕПАЛКИ – ОСТАНОВИТЬСЯ И ОГЛЯНУТЬСЯ! И осмыслить непреложный факт – если ты хочешь предложить что-то важное и нужное для истинного развития творчества – делай это с добром и открытостью, а не с банальной помощью булыжника, без размышлений и сомнений запущенного в чье-то окно. Звон разбитого стекла, несомненно -  раздастся. Кто-то получит травму от осколков – неважно, физическую или душевную, в чей-то душе возникнет горечь. И более ничего существенного, как это ни прискорбно – не произойдет. Если лишь такого убогого и небезопасного результата добиваются авторы «обличений» - остается только развести руками…

    Есть и будут ли в жизни нашего театра и людей, служащих ему, трудности и проблемы? Несомненно – и неизбежно! – совсем непростые и требующие новых и новых преодолений. Лицо каждого Театра воссоздается годами и меняется во времени…

     Но караван все равно будет идти своим ходом, через трудности, песчаные бури – особенно в эпоху стремительных, важных и нужных перемен, за основы и энергичное осуществление которых мы несказанно благодарны Главе нашей страны. Жить и трудиться в такое время – особенно интересно и плодотворно.

  И как веками  прокладывает свой непростой путь любой караван – так и караван нашей страны и нашего театра, обновленный и энергичный доброй руководящей волей – несомненно, дойдет до прекрасных оазисов, полных жизни и новых надежд…

 

Фазлиддин ЯКУБЖАНОВ,
Главный дирижер ГАБТ имени А.Навои,
Заслуженный деятель искусств Узбекистана,

 Фирудин САФАРОВ,
Главный режиссер ГАБТ имени А.Навои,
Народный артист Узбекистана и Азербайджана,
Лауреат Государственной премии, профессор

 

Сулейман ШАДМАНОВ,
Главный хормейстер ГАБТ имени А. Навои, дирижер,
Народный артист Узбекистана

 

Андрей СЛОНИМ,
режиссер-постановщик ГАБТ имени А.Навои,
Заслуженный деятель искусств Узбекистана

 

Замир НУРЫМБЕТОВ,
 балетмейстер ГАБТ имени А. Навои,
Заслуженный артист Узбекистана,
Народный артист  Каракалпакстана

20 августа 2018

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram: https://t.me/gabtuzb