Объявляем о конкурсе режиссеров!

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ РЕЖИССЁРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

    Традиции оперного и балетного искусства в Узбекистане обширны, глубоки и многообразны. Выдающиеся произведения лучших композиторов Узбекистана, великие мастера оперного и балетного искусства нашей страны оставили нам богатейшее достояние, завещая хранить и множить их замечательные традиции и уровень мастерства. Творческие достижения молодых певцов на многочисленных конкурсах, ряд успешных постановок и исполнений произведений мирового искусства, несомненно, весомы и убедительны в  своем творческом значении.

    Опера и балет в каждой стране являются, безусловно, некими высшими, синтетическими жанрами особой сложности. Развитие этих жанров театра не только свидетельсвует о высоте культурного развития нации – но и является некой высшей формой общения между разными странами, т.е. – удивительной формой «творческой дипломатии». Однако, вместе с тем, в  развитии оперного и балетного искусства нашей страны, несмотря на ряд убедительных достижений – также имеются серьезные объективные и субъективные проблемы.

   Решающим поистине революционным шагом в развитии оперно-балетного искусства нашей страны стало историческое Постановление Президента Узбекистана о развитии оперного и балетного искусства. В этом многоплановом документе поставлены чёткие и конкретные задачи по восхождению искусства оперы и балета в нашей  стране на принципиально новый уровень. В настоящее время, вне сомнения, весьма  серьезно встает во весь рост проблема коренного изменения системы подготовки мастеров оперного жанра – певцов-актёров, режиссёров и дирижёров оперы. И реформа подготовки мастеров оперы, безусловно, будет способствовать еще более высокому совершенствованию творческих достижений представителей нашей страны как на родине, так и в их вхождении  в мировое сообщество.

   Профессия режиссёра музыкального театра – необычайно дефицитна вообще, а в нашей стране – в ещё более ощутимой мере в силу своей редкостной специфики. Далеко не каждый режиссёр драматического театра в состоянии воплотить оперный спектакль по его совершенно особенным законам музыкальной драматургии. Режиссёр музыкального театра отличается от режиссёра театра драматического  именно тем, что опирается не на текст произведения, а на звучащую драматургию композиторской партитуры. умеет искать и находить в синтезе звучания голосов, выразительной интонации, синтезе певческого звука, выразительного слова,  органики сценического действия  и оркестра действенность  драматургии, логику психологического интонирования, динамику не просто звучания а изменения эмоционального состояния, темпоритма , событийности.

  Высокопрофессиональный  режиссер музыкального театра должен глубоко вникать в саму суть музыкальной драматургии, заданной автором-композитором в партитуре.      Он должен уметь, строго опираясь на музыкальную драматургию партитуры, искать логику СВОЕГО решения и спектакля в целом, и ежеминутной жизни каждого персонажа, опираясь и на индивидуальность исполнителей, и на многие иные факторы – и сочинять замысел своей постановочной концепции, исходя именно из этих непростых принципов.

    Вот почему, опираясь на позитивный мировой опыт,  на опыт крупнейших российских театров (Большого, Мариинского, Театр «ГЕЛИКОН» в Москве и др.)  и  основываясь на одном из важных положений Постановления Президента Узбекистана о развитии оперного и балетного искусства – возникла  объективная необходимость подготовки и проведения первого в истории нашей страны Конкурса режиссёров музыкального театра. Предполагаемый период его проведения в три тура с предварительными собеседованиями, мастер-классами и отбором кандидатов в участники – с 27 по 30 июня с.г.

Возрастной ценз кандидатов в участники конкурса музыкальных режиссёров – не старше 40 лет.

Для заявок на участие в конкурсе и отбора участников необходимо предоставление следующих документов
– диплом об образовании,
– списки постановок (если таковые есть). Кандидаты на участие в конкурсе представляют сведения о своей творческой деятельности и творческие рекомендации руководителей театров и заведений, представляющих их.
– Каждым участником представляется режиссёрская экспозиция выбранного им  знакомого ему произведения с авторским видением решения будущего спектакля.

 

Работа конкурсантов оценивается компетентным жюри, состоящим из видных мастеров режиссуры музыкального театра

 

СОСТАВ ЖЮРИ:

1. СЛОНИМ Андрей Евсеевич, режиссёр-постановщик ГАБТ имени А.НАВОИ, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан

 

2. КАСЫМОВ Хайдарали, режиссёр-постановщик ГАБТ имени А.НАВОИ, Заслуженный работник культуры  Республики Узбекистан

 

3. ШЕРЕЗДАНОВ Руслан, режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои

4. НАЖИДОВА Гульрух, главный режиссер Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

5. УМАРОВ В. Главный режиссер Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана

   Учитывая особенность специфических профессиональных нормативов в творчестве режиссуры музыкального театра, непосредственно перед конкурсом следует провести ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР возможных кандидатов в будущие участники конкурса.  Они могут быть отобраны из числа выпускников курсов мастерства актера музыкального театра ВУЗов Узбекистана, а также – молодых действующих режиссёров, имеющих опыт творчества в музыкальных театрах разных жанров. Однако, для выработки и установки  должных профессиональных нормативов с отобранными кандидатами необходимо  занятия в форме мастер-классов для более фундаментального вхождения в особенности профессии.

   Совершенно ясно, что отследить и оценить непростой процесс работы режиссёра с солистом  за регламентированный небольшой отрезок времени – достаточно трудно. Тем не менее – и особенности органики замысла, и продуктивность метода работы с солистами в наиболее ярких и заметных случаях – как и обратные результаты недостаточной состоятельности конкурсанта! –  в достаточной мере воспринимаются и в течение столь малого временного отрезка работы.

     Для предварительной работы с кандидатами в участники конкурса предполагаются следующие мероприятия в форме мастер-классов по основам профессии музыкального режиссёра:

МАСТЕР-КЛАССЫ С ОТОБРАННЫМИ И УТВЕРЖДЕННЫМИ КАНДИДАТАМИ В УЧАСТНИКИ КОНКУРСА:

         (предполагается работа конкурсантов с группой молодых артистов и пианистом-концертмейстером)

   Все предварительные МАСТЕР-КЛАССЫ, консультации участников, три тура конкурса и финальный концерт лауреатов и дипломантов проводятся в установленные даты и время НА МАЛОЙ СЦЕНЕ ТЕАТРА, В МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ. В  показанных отрывках  и в процессе работы могут быть задействованы как группа молодых солистов театра, выделенная для работы с конкурсантами, так и приглашенные конкурсантами солисты театров, где участники конкурса работают.

                                           МАСТЕР-КЛАСС 1 – 21 июня с.г.

  1. Поиск сценического действия в выдающихся инструментальных музыкальных произведениях великих композиторов:
  2. Примеры – Л. БЕТХОВЕН – Соната №14 «Лунная»,
  3. Н. ПАГАНИНИ- Ф.Лист «Кампанелла»
  4. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ Фортепианные пьесы из цикла«ВРЕМЕНА ГОДА»
  5. Э. ГРИГ «Лирические пьесы»
  6. Р. ШУМАН «Альбом для юношества»

Фортепианные пьесы композиторов Узбекистана (по выбору)

  1. Поиск вокально-сценического действия и общения героев в вокализах, основанных на пении без слов.

                          МАСТЕР-КЛАСС 2    - 24 июня с.г.

  1. Поиск  вокально-сценического  действия в  речитативах опер композиторов мира – МОЦАРТ, РОССИНИ, ДОНИЦЕТТИ, ВЕРДИ, ПУЧЧИНИ, ЧАЙКОВСКИЙ, РАХМАНИНОВ, РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, АШРАФИ, ЮДАКОВ, АБДУЛЛАЕВ и другие.
  2. Поиск вокально-сценического действия в ариях героев опер мира.
  3. Поиск вокально-сценического действия в сценах из опер или оперетт с участием нескольких персонажей и группы хора.

В творческую работу участников конкурса включается ряд произведений мировой классики и композиторов Узбекистана, которые следуют считать обязательными для выбора фрагментов одного из них  участником конкурса:

  1. Джузеппе ВЕРДИ «ТРАВИАТА», «РИГОЛЕТТО»
  2. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», «ИОЛАНТА»
  3. Ж. БИЗЕ «КАРМЕН»
  4. С. ЮДАКОВ «ПРОДЕЛКИ МАЙСАРЫ»
  5. М. БАФОЕВ «НЕБО МОЕЙ ЛЮБВИ»
  6. Р. АБДУЛЛАЕВ «САДОКАТ»
  7. У. ГАДЖИБЕКОВ «АРШИН МАЛ АЛАН»

В этот список также могут быть включены:

И. ШТРАУС «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»

И. КАЛЬМАН «СИЛЬВА»

Одна из оперетт композиторов Узбекистана – по выбору конкурсанта

Одно из произведений репертуара узбекской музыкальной драмы (по выбору участника)

Критерии оценок – мастерство осмысления музыкальной драматургии, органика и своеобразие решения, ясность и точность метода работы с солистами, умение сочинить яркое и органичное действие на основе музыкальной партитуры.

        ПЕРВЫЙ ТУР– 27 июня с.г.

Практическая работа с солистом перед лицом жюри над материалом ОПЕРНОЙ АРИИ по выбору конкурсанта. Предполагаемый хронометраж работы каждого конкурсанта – 4-8 минут. Вся практическая работа с солистом ведется перед лицом жюри. Регламент процесса постановки и демонстрации результата – 10 минут.

(В интервале между первым и вторым туром участникам, прошедшим отбор, предоставляется время первой встречи с солистами для будущей показательной репетиции)

    ВТОРОЙ ТУР– 28 июня с.г.

Практическая работа перед лицом жюри с солистами над СЦЕНОЙ из оперы или оперетты, включающей момент вокально-сценического действия ДВУХ героев и артистов миманса. Регламент процесса постановки и демонстрации результата – 10 минут

(В интервале между вторым и третьим туром участникам, прошедшим отбор, предоставляется время первой встречи с солистами для будущей показательной репетиции)

        ТРЕТИЙ ТУР –29 июня с.г.

Практическая работа перед лицом жюри над РАЗВЁРНУТОЙ СЦЕНОЙ из оперы,  оперетты, или музыкальной драмы,  включающей участие нескольких персонажей – завязку, развитие действия и финал, включающую и небольшую массовую сцену с участием группы хора.

(Регламент – 15 минут)

По окончании третьего тура жюри выносит вердикт, определяющий лауреатов 1-й, 2-й и 3-й премии и дипломантов.

1-место                 10 800 000  

2-место                   8 100 000  

3-место                   5 400 000  

В финал конкурса выходят три лауреата и три дипломанта.  Возможные номинации дипломантов: «Особая органика постановочного решения», «Творческая оригинальность решения», « Своеобразие метода работы с солистами» .

ФИНАЛ КОНКУРСА МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЖИССЁРОВ – 30 июня с.г.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ДИПЛОМАНТОВ, А ТАКЖЕ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ СЦЕН, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЛАУРЕАТАМИ И ДИПЛОМАНТАМИ проводится в форме концерта с демонстрацией работ лауреатов, дипломантов и некоторых заметных участников второго тура.

 

Проект положения подготовил   А.Е.СЛОНИМ.

Заслуженный деятель искусств Узбекистана,

Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои.

31 мая 2022

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz