Одной из самых лучших на международном фестивале "Тошкент бахори" на сцене Большого театра Узбекистана признана постановка оперы "Флория Тоска" режиссера Андрея Слонима

Это произведение великого итальянского композитора Дж.Пуччини признанный шедевр мирового оперного искусства.  Любителей классической оперы ожидала поистине удивительная встреча с тремя яркими гостями - исполнителями главных партий и известным дирижёром из России – Михаилом Синькевичем. В роли Тоски блеснула своим мастерством и возможностями своего голоса  известная певица из России, желанная гостья на многих мировых сценах Мария Баянкина, являющаяся ведущей солисткой Мариинского театра (Санкт-Петербург). Обладательница красивого лирико-драматического сопрано, она очаровала зрителей и красивым тембром, и эмоциональностью излучения натуры, и выпуклостью фразировки, и выразительной точной проработкой образа. Было неожиданным для меня узнать, что эта яркая певица, обладающая обширным репертуаром, – впервые исполнила партию Флории Тоски  в Ташкенте ! А зрителям показалось, что она многие годы пребывала в этом  сценическом образе, так точны были её жесты, так тонко переданы интонацией голоса все движения мятущейся  любящей и преданной женской души. Чувствовались и её природная одарённость, и высокопрофессиональная работа, которую самозабвенно и с полной отдачей проделала она в союзе с режиссёром и дирижёром в сжатом временном отрезке интенсивных репетиций за несколько дней до спектакля.

В образе Марио Каварадосси предстал один из ведущих молодых теноров мира - Иван Гынгазов. Он покорил нашу публику сразу с первым выходом на сцену. И внешнее обаяние, и пластика, и высокий рост, и наконец – удивительный голос прекрасного тембра, способный  контрастно и тонко нюансировать, убеждать особой искренностью фразы, свободными и звонкими верхними нотами. Его голос по праву стал наглядным примером высшего Божьего дара: он органично и эмоционально раскрывает самые утонченные нюансы чувств и движений  - от восхищения красотой возлюбленной Флории до кульминационной нервной взволнованности, а позднее – и полного осознания своей неизбежной погибели. И актёрская сторона проживания им образа заслуживает самой высокой оценки.

Зловещий образ Скарпиа выразительно воплотил ведущий солист театра оперы и балета Душанбе, заслуженный артист Таджикистана Сайфулло Юсупов. Очень редко отрицательным персонажам удаётся покорить публику. Сайфулло Юсупов смог добиться этого и своим могучим баритоном, и выраженным актёрским мастерством: он воплотил в образе шефа полиции Рима всё немыслимое зло, лицемерие, сладострастие, кровожадность и другие человеческие пороки «сильных мира сего»  -   ничтожных по своей сути людей, приближенных к власти.

За дирижерским пультом в этот вечер предстал один из талантливых дирижёров России - Михаил Синькевич, главный дирижер Музыкального театра Карелии и приглашенный дирижер Мариинского театра. Маэстро поистине ваял музыку Пуччини и вокальную выразительность певцов подобно выдающемуся скульптору – он конструировал звучащую партитуру оперы из смен контрастных темпов, красок и штрихов, как бы заставляя само время изменять свой ход в различные моменты напряженного действия.  И этой многоплановостью сумел раскрыть новые краски безбрежно богатой музыки, да и всей звучащей драматургии Дж. Пуччини: переполненный зал отдельно рукоплескал дирижёру и оркестру во время и после спектакля.

Этот спектакль предстал в обновлённой постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима. Ему довелось в дни фестиваля вывести на сцену с участием гостей сразу три поставленных им  оперных спектакля: «Царская невеста» Римского-Корсакова; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и «Тоска» Дж. Пуччини. Перед каждым спектаклем  А.Е. Слоним вводил наших замечательных гостей в драматургические и  психологические  особенности конкретного  спектакля, стараясь уловить и выявить индивидуальные исполнительские  свойства разных гостей фестиваля. Как и в двух других его постановках, в «Тоске» этот интереснейший процесс проявился во всей полноте – прекрасные исполнители органично вошли в постановочную конструкцию спектакля. Но с другой стороны – индивидуальность каждого из них насыщала пение, неразрывно слитое с действием некими новыми красками и штрихами. А маэстро Михаил Синькевич вёл столь же филигранную и утончённую проработку партитуры спектакля с солистами, хором и оркестром. И сам этот процесс был захватывающе интересен и плодотворен.

Налицо проявилось одно из важнейших свойств этого замечательного фестиваля. Индивидуальность гостей сплелась с излучением творческих натур солистов труппы театра, которые тоже в чём-то изменились в контакте с яркими партнёрами и в процессе обновляющей работы с постановщиками. – и в их образах ярко проявились новые, найденные в процессе  работы, оттенки и штрихи. Спектакль «Тоска» предстал полноценнным увлекательным и захватывающим действом, в котором выразительный вокал был неотделим от органичного и детально выявленного действия, от убеждающей жизни на сцене каждого героя. Так, известная каждому из почитателей оперы трагедия Тоски и Каварадосси в схватке с коварством Скарпиа поистине заблистала новыми красками и до самых глубин души захватила сознание зрителей, горячо и энергично принимавших каждый эпизод, арию, сцену, а в конце отреагировавших истинно фестивальной овацией приёма истинного искусства, царившего в тот вечер на сцене нашего театра поистине на международном уровне.

Успех был предсказуемым, но результат оказался выше всех ожиданий. Это признали как многочисленные зрители, заполнившие партер, амфитеатр и верхние ярусы, многократно скандировавшие «Браво!», так и сами участники творческого процесса.

Не могу не привести дословно искренний отклик постановщика спектакля Андрея Слонима, выложенного им в сети непосредственно после окончания спектакля:

- В рамках Шестого Международного фестиваля "Тошкент Бахори" с большим успехом прошёл спектакль "Тоска" с удивительным составом гостей. Маэстро Михаил Синькевич с большим вдохновением, экспрессией и многокрасочностью не просто продирижировал спектаклем, а создал утончённое и причудливое совершенство пуччиниевской партитуры в её полноценном звучании. В роли Тоски блестяще выступила наша прекрасная гостья - Мария Баянкина, которая с увлечением и со всей полнотой самоотдачи вошла в конструкцию нашего спектакля и, пропустив через свою индивидуальность все особенности трактовки, - создала замечательный образ Тоски в прекрасном звучании, осмысленном интонировании и всей полнотой проживания на сцене.

Яркий тенор Иван Гынгазов восхитительно спел и наполнил экспрессивным смыслом образ Каварадосси. А наш гость из Таджикистана, заслуженный артист Файзулло Юсупов мощно раскрыл образ барона Скарпиа. В органичном ансамбле с гостями со всей полнотой творческой отдачи выступили и Ришат Решитов (Анжелотти), и Султанбек Абдурахимов в острохарактерной роли Ризничего, и Отемис Джуманиязов (Сполетта), и Хислат Камилов (Шароне), и Фаррух Исматов в небольшой по объему, но весьма важной роли Тюремщика, и Бирдона Маткаримова (Голос Пастушка). Прекрасно прозвучал и динамично действовал коллектив нашего хора под руководством главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и хормейстера Наталии Куприяновой.  Выразительно работали артисты миманса. А наш оркестр в ансамбле с солистами и хором под вдохновенным управлением Маэстро Синькевича проникновенно и экспрессивно исполнил великую партитуру Джакомо Пуччини, придавая особый драматизм выразительному пению и действию в их единстве. 

Наша интенсивная работа с великолепными гостями и прекрасными солистами нашего театра увенчалась настоящим успехом и горячим приемом переполненного зала. От души поздравляю всех и каждого, дорогие коллеги - наши великолепные гости и солисты труппы театра, артисты хора, оркестра, миманса, замечательные работники технических цехов! В яркой палитре нашего фестиваля этот спектакль,  к счастью, и прозвучал, и выглядел как замечательный праздник оперного искусства, сближающего страны и народы в наше неспокойное время, и состояние мира. Спасибо и дорогим гостям - и всем талантливым представителям нашей замечательной оперной труппы, хора, оркестра, миманса, цехов. Здравия и доброго творчества всем, дорогие друзья и коллеги!

Итак, можно смело констатировать, что в дни фестиваля «Ташкентская весна» состоялись редкостные встречи с самыми яркими международными исполнителями, которые в творческом союзе с мастерами ГАБТ имени А. Навои подарили жителям и гостям узбекской столицы много прекрасных мгновений встречи с большим и подлинным мастерством, сближающим народы и страны мира. Наш родной Большой театр не только в очередной раз продемонстрировал свой профессиональный уровень, но и убедительно  доказал, насколько явственно и всё более ощутимо  реализуется дальнейшее развитие оперного искусства нашей страны в его неуклонном устремлении к самому высокому уровню мирового театра Оперы – великого, разного и вечного в своём поиске истинных путей…

28 апреля 2022

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz