ОПЕРА - ЭТО ИСКУССТВО ВЫСОКИХ СТРАСТЕЙ И ЧУВСТВ

Именно так считает режиссер-постановщик Государственного академического большого театра имени Алишера Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Евсеевич СЛОНИМ. За его плечами почти пятьдесят лет трудового стажа, около семидесяти осуществленных спектаклей, десятки концертных композиций. Тридцать один год из пятидесяти отдан ГАБТу им. А. Навои.

В начале октября Андрей Евсеевич был награжден нагрудным знаком «Мехнат фахрийси» («Ветеран труда») I степени фонда «Нуроний». И это не первое его высокое звание. Что значат они для режиссера, в чем он черпает вдохновение, что ждет зрителей в этом театральном сезоне - об этом в эксклюзивном интервью газете «Даракчи плюс» рассказал сам награжденный.

 

 

- Андрей Евсеевич, в 2006 году вам было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Узбекистана», в 2016 году - «Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан». Что значат для вас эти награды?

- Я глубоко признателен руководству страны за столь высокую оценку моего творческого труда. Для меня, конечно, это мощный стимул к дальнейшему росту деятельности, потому что справедливо говорят, что профессия режиссера - это профессия второй половины жизни и развивается в течение всего жизненного периода. Я думаю, что мне будет еще интереснее осуществлять что-то новое, ставить спектакли в новом решении, работать с молодежью, проводить интересные проекты и в Узбекистане, и за его пределами.

 

- За годы работы в театре вами было поставлено немало спектаклей, опер, ряд драм, сотни концертов. В чем находите творческое вдохновение, как не «выгореть» на творческом поприще?

- Процесс сочинения спектакля - это очень интересная вещь, меня эта работа полностью поглощает и захватывает. А если работа человеку нравится, несет удовлетворение, то здесь не может быть речи о «выгорании».

Я с юности очень глубоко знаю музыкальную драматургию, партитуру многих опер и в принципе могу продирижировать эти спектакли (в молодые годы, будучи режиссером оперной студии в консерватории, я 6 лет занимался дирижированием у опытнейшего дирижера Наума Гольдмана) и могу провести спевку. Для того, чтобы сочинить оперный спектакль, нужно знать в композиторской партитуре каждую ноту, движение оркестра, каждый нюанс, чтобы понять, что происходит с героем и как выстраивать его жизнь. А если у меня есть конкретный исполнитель, и одну роль могут исполнять две совершенно разные актрисы/актера, то я должен сочинить образ именно на каждую (каждого) из них. Не абстрактный, который у меня в сознании, а тот, который может быть предельно воплощенным именно через их индивидуальность, психофизику.

Вообще, спектакль, как ребенок, - рождается на премьере, и только после этого он начинает жить для зрителя. Это не кинопленка, поэтому одинаковых спектаклей не бывает. Каждый спектакль, отыгранный одними и те ми же актерами, все равно разный, потому что разные мы, и неуловимо меняемся в каждый момент жизни. А это прекрасно и мудро...

И мне всегда интересно усовершенствовать то, что уже сделано, я на каждой новой репетиции даже уже достаточно давно идущего спектакля ищу с артистами новые краски.

 

- А что помогает находить свежие решения?

- Воображение. Потому что спектакль сочиняется так же, как и пьеса, роман, музыкальное произведение. А звучащая партитура рождает у меня какие-то определенные нюансы жизни героев, темпоритм их жизни, интонации и даже пластику. В первую очередь я должен осознать для себя, про что ставлю спектакль в наши дни, в 20-е годы XXI века. Потому что сегодня уже нельзя ставить оперу так, как ее ставили 40 лет назад, но и нельзя ставить так, как зачастую это делают сегодня, искажая все (когда мы одеваем героя в джинсы, заставляем совершать антиэстетические и низменные вещи вопреки логике авторской драматургии).

Опера - это искусство самых высоких страстей и чувств, она не терпит бытовой заземленности, ведь человек поет в двух случаях - когда ему очень плохо либо когда ему очень хорошо и не хватает разговорных слов. Чтобы пение стало органичным, нужно наделить героя органикой чувств, и в опере великих композиторов эта правда ищется, и в каждом случае она будет разной, иной. Именно в этом и ты, и твои артисты найдут органичное, интересное, образное и убедительное решение и роли, и спектакля в целом. А материал великих опер поистине неисчерпаем с своей глубине и емкости, и в каждую эпоху поворачивается некими новыми гранями.

 

- Приступая к тому или иному проекту, вы учитываете то, что он должен соответствовать духу времени, быть интересен молодежи?

- В первую очередь скажу, что прежде всего молодежь должна быть приобщена к высокой культуре, от которой она оторвана, потому что пиар эстрады забивает все то, что следовало бы активно делать по пропаганде великих оперных достижений. Президент нашей страны очень верно и мудро призывает к возрождению культуры, и начать его необходимо с приобщения молодежи к высокому искусству вообще, а к оперному - в частности. Молодежь нужно приводить на спектакли, которые заразили бы ее темпераментом и правдой чувств. Ведь опера - это прежде всего живое излучение голоса, чувств, высоких эмоций.

Если говорить о форме спектакля, то, конечно, он должен быть оснащен современными техническими средствами. Современной, а не условно-статичной должна быть и правда жизни исполнителей оперных образов на сцене. Но категорически нельзя слепо, думая о том, как бы это «посовременнее» поставить, огульно загонять героев в костюмы наших дней, лишая их масштаба образности. Например, если мы говорим об опере «Борис Годунов» М. Мусоргского - как представить себе героев этой оперы - царя, бояр, народа той эпохи - в пиджаках, джинсах и т.д.? А ведь таких невероятных случаев немало на мировых сценах! При этом теряется не только смысл общения героев, но и какая-то реальность происходящего.

 

- Есть ли произведения, написанные много лет назад, темы которых актуальны и сегодня?

- Их много. Вот, например, великая опера замечательного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста». В этом году в конце октября мы снова ставим этот спектакль, который из-за пандемии не шел на сцене театра два года. Это произведение из эпохи царствования Ивана Грозного, и у нас все идет в полном соответствии с эпохой, но… В чем современность спектакля? В том, что это предостережение людям - призыв к тому, чтобы все мы хранили добро и свет души, понимали и ценили красоту и незаурядность и не впадали в губительную жестокость, одержимость слепыми страстями. А ведь это именно то, что сейчас обуревает весь мир и приведет его к неминуемой гибели, если не остановиться и не задуматься.

 

- Помимо того, что вы очень активно работаете в театре, вы еще пишите эссе и стихотворения, выступаете в качестве художника-сценографа. Как на все хватает времени?

 - Знаете, когда приходит стихотворение, оно тоже приходит как решение спектакля. Бывает, после труднейшего дня вдруг часов в 11 вечера оно начинает у меня формироваться, и мне обязательно нужно его записать, что я и делаю. Сейчас готовлю третий сборник авторских стихотворений. Ко всему прочему, всю жизнь я активно занимаюсь и сценографией спектаклей, и проектированием костюмов персонажей. Семьдесят процентов своих спектаклей я оформил как художник - рисую эскизы и руковожу изготовлением декораций и костюмов. А если говорить о времени, то, когда нужно, оно всегда как бы «растягивается» и вмещает в себя очень и очень многое.

 

- Что ожидает зрителей в этом сезоне?

- Готовится новая постановка оперы «Леопард из Согдианы», режиссером-постановщиком которой выступает главный балетмейстер театра, народный артист Российской Федерации Андрис Лиепа.

Я работаю над новой версией оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», в которой выступит как талантливая молодежь, так и опытные мастера театра.

Готовится к постановке новая версия оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», которую осуществляет молодой режиссер Руслан Шерезданов.

Также в этом сезоне будет активно работать наша «Музыкальная гостиная», где пройдут тематические вечера, содержание которых будет разнообразным и весьма интересным.

 

- Вы много лет работаете в замечательном жизненном и творческом союзе со своей супругой Людмилой Васильевной Слоним, которая является ведущим концертмейстером театра. Это помогает вам в работе или, наоборот, мешает?

- Безусловно, помогает. Да, иногда мы творчески спорим, что-то обсуждаем, выясняем. Но наш союз, которому уже 41 год, очень крепок. Моя супруга - профессиональный композитор, окончила нашу консерваторию по классу выдающегося композитора Георгия Александровича Мушеля. Помимо разносторонней и обширной концертмейстерской деятельности, она сочиняет музыку, ее произведения звучат на наших концертах. Вместе мы подготовили десятки концертных композиций с солистами - и нашими, и российскими - как на ташкентских сценах, так и в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. И еще, во всех моих спектаклях она с увлечением играет в оркестре на клавишном инструменте партию арфы и органа. У нас с ней редкостное взаимопонимание, даже не с полуслова, а с полумысли, я всегда с ней первой делюсь своими идеями, стихотворениями и очень благодарен судьбе за то, что уже огромный период жизни рядом со мной именно Она...

 

- У вас есть секрет, как в вашем возрасте сохранять энергию и такую работоспособность?

- Я - не дама, и скрывать свой возраст мне нет причин. Да, мне 72 года - это расцвет для режиссера, потому что, как я уже сказал, режиссер и дирижер - это профессии второй половины жизни, когда с опытом приходит осознание, какая-то большая мудрость. Да и многие мои коллеги, мирового уровня в том числе, и в этом, и в более позднем возрасте работают с полнейшей отдачей. Взять хотя бы актера Владимира Зельдина, который ушел из жизни на 102-м году жизни, а свой 101-й день рождения актер встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем». Благодарю судьбу и обстоятельства за то, что мои силы и энергетика духа пока, слава Богу, в полном порядке, позитивный настрой души живет в полной мере. Совершенно искренне говорю о том, что ощущаю себя лет на 40  и очень надеюсь, что, если небесам и судьбе это будет угодно, еще многое сделать для искусства Узбекистана. В нашей стране, где ценится творчество, где мудрая политика руководства дает всем нам жить в мире, согласии и дружбе - опера как театр особого, высшего жанра, как признак высшей культуры нации - должна процветать и развиваться на радость и ее ценителям, и самим талантливейшим нашим артистам, дирижерам, постановщикам, которые и должны дать ей новые успехи и новую жизнь!

 

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА

31 октября 2021

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz