Памяти Дильбар Гулямовны Абдурахмановой

Дильбар Гулямовна Абдурахманова, вне всякого сомнения -  личность и чрезвычайно высокой степени одаренности, и необыкновенной творческой энергии. С самых юных лет необыкновенной устремлённостью она направила свой путь к совершенствованию себя в профессии, к постижению новых, неизведанных ступеней творчества.

  В дни ее юбилея о ней наверняка будет сказано и обширно, и много. Поэтому, оставив в стороне «полагающуюся» хронологию ее жизни и творчества. хотелось бы осмыслить самую главную суть творческого пути этого большого Мастера.

Первая в Узбекистане женщина – дирижёр... Это понятие необычайно ёмко, оно свидетельствует и о новой формации отношения к женщине в Узбекистане середины прошлого века. Получившая свою первую музыкантскую профессию – юная артистка симфонического оркестра нашего театра тех лет упорно и методично осваивала дирижёрскую профессию. Её замечательный наставник – выдающийся дирижёр, композитор, педагог и общественный деятель Мухтар  Ашрафи разглядел в своей юной ученице полноценную дирижёрскую Личность. И вводил ее в таинства дирижерской профессии мощно, методично, позволяя ей во всей полноте начинать проявлять черты своей индивидуальности, совершенно не копируя своего мэтра. Да, Мухтар Ашрафович воспитал целую плеяду ярких дирижёров – разных, своеобразных, совершенно не схожих друг с другом. И в их числе индивидуальность Дильбар Гулямовны отчетливо выделяется своими особыми качествами и свойствами. Предельно требовательный и строгий наставник, но музыкант, с радостью отмечающий талантливость своих воспитанников – Ашрафи смело доверил  совсем юной Абдурахмановой труднейшую задачу продирижировать одной из самых любимых его опер – «Аидой». В весьма юном возрасте мне довелось быть на этом спектакле – и я хорошо помню, как совсем молодая Дильбар Гулямовна с удивительной энергетикой продирижировала этим своим первым спектаклем, передав оркестру все динамические контрасты музыкальной драматургии Верди. Конечно, многое тогда еще она наследовала от своего великого наставника – но вот эта редкостная энергетика, точность излучения, жеста, - остались с нею до последних моментов ее земной жизни...

   Дильбар Абдурахманова как-то очень динамично и быстро освоила сложный и разнообразный репертуар тогдашней афиши театра. И «Травиата», и «Паяцы», и многое другое в оперном разнообразии тех лет были раскрыты, смело и чётко по замыслу. Очень раскрылось ее дарование и в сложнейшей отрасли профессии дирижера балета, где нужны особые, не схожие с оперным искусством, свойства дирижерской техники для утонченного и непрерывного контакта с танцовщиками в целях создания стройного хореографически оптимального «полотна», в котором пластика балерин и солистов балета вершится во всей гармоничности в теснейшей связи с Музыкой. И вот по этим двум путям – оперного и балетного дирижирования Дильбар Абдурахманова уверенно и весомо вершила свой путь.

  Ко многим ее выдающимся начинанием применим термин «первая» и «впервые». В ее огромном и обширном репертуаре этот термин звучит весьма часто. Среди множества известных классических названий, это -  и первые постановки в Узбекистане в более ранние периоды, и знаменитого «Тановара» А. Ф. Козловского, и «Анны Карениной» Р. Щедрина, и «Барышни и Хулигана» Д. Шостаковича, и «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина. А, в зрелую пору формирования своей индивидуальности Д.Г.Абдурахмановой было суждено найти прекрасного и постоянного творческого партнера по созданию истинно легендарных спектаклей. С конца семидесятых ее творческий союз с мастером оперной режиссуры, ныне народным Артистом Узбекистана и Азербайджана Фируддином Сафаровым подарил искусству Узбекистана и легендарного «Петра Первого» Андрея Петрова, и новую версию «Фауста» Ш. Гуно, и первую в тогдашнем Союзе полную авторскую версию прокофьевского «Огненного Ангела», и многое, многое другое...

Невероятная энергия и жажда творчества отличала особенность ее натуры и характера. Сейчас можно открыть, что в течение всей жизни, обладая отнюдь не богатырским здоровьем, она мужественно преодолевала все более или менее серьезные недуги – и буквально рвалась к творчеству. Нередки были случаи, когда Дильбар Гулямовна экспрессивно дирижировала одним из множества своих спектаклей, вопреки высокой температуре или другому недомоганию, о котором многие и не подозревали. С особой экспрессией и чувством среди множества прекрасных ее балетных спектаклей она дарила зрителям совершенно особую энергетику и атмосферу «Спартака» А. Хачатуряна – как в первой постановочной версии конца шестидесятых, так и на пике своего мастерства в постановке 2001 года. Тогда по личной просьбе нашего замечательного балетмейстера, народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова я сделал сценографическое оформление «Спартака» и теснейшим образом был связан со всем процессом выпуска этого легендарного спектакля.

   Исключительная мобильность, умение быстро войти в процесс дирижирования абсолютно новым для себя спектаклем, нередкие случаи экстренной замены за пультом заболевших коллег даже не в «своем» дирижерском репертуаре – сопровождали Дильбар Гулямовну всю жизнь. Она символично соединила поколения исполнителей, взращенных еще ее могучим наставником Мухтаром Ашрафи и прочертила четкую линию, связавшую воспитание и развитие нескольких творческих поколений как оперной, так и балетных трупп.

   И неистовое рвение к творчеству – до самых последних лет, когда силы стали уже изменять, когда даже подъем и спуск по лестницам родного театра давались с трудом – озарило самые последние годы выдающегося дирижера. Она ложилась в стационары для необходимого лечения – и возвращалась. И снова за пультом излучала свойственное ей торжество дирижерской энергетики. И опера пела и действовала, а балет танцевал с неизбывной силой... Даже в самые последние месяцы, когда роковой недуг лишил ее возможности вставать – она рвалась душой в театр и внушала себе: « Вот станет легче – и я снова встану за пульт...». Но в роковой миг эта неукротимая устремлённость трагически оборвалась...

   Дильбар Гулямовна вместила в свою творческую жизнь в родном театре непостижимо большой период – почти 65(!!!) лет активного творчества. Множество ее работ стали истинно легендарными, множество солистов, спевших и станцевавших в ее спектаклей – стали мастерами нескольких поколений. Ее имя поистине вписано золотыми буквами в историю искусства и творчества нашей страны. Она отмечена самыми высокими званиями и регалиями. И остается в истории и нашего театра, и далеко за его пределами истинной дочерью своего народа и выдающимся Мастером, творчество которого необходимо почитать и ценить необычайно высоко...

Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Узбекистана,

Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои.

30 апреля 2021

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz