Великая и беспримерная стройка была завершена и зрителей ждал сюрприз – новая опера «Долина счастья» М.Ашрафи, С.Василенко на новой сцене.
Опустившийся на город вечер зажег фонари – торшеры по обеим сторонам входного портала, ажурные люстры на фасадах здания и сказочный мраморный дворец, каким видел его автор проекта, выдающийся академик А.В.Щусев, ожил и приветливо распахнул свои резные двери для первых посетителей.
Почетными гостями в тот вечер стали члены правительства, общественные и творческие деятели, представители всех областей Узбекистана.
Торжественно, светло, радостно! Наверное, самая большая радость была в сердцах строителей. Ведь кто, как ни они знали все трудности, которые пришлось преодолеть за эти 4 года. То, что здание ГАБТа построено в ручную, вовсе не сказка. Это громадное и о нынешним временам сооружение было построено при помощи 3-х примитивных укосин, сработанных целыми руками главного механика стройки Егора Требенникова. Не было в то время строительной техники, а лучшими орудиями были трудолюбивые руки мастеров.
В ту весну 1943 г. Возобновление строительства стало для людей предзнаменованием скорой победы и не было другого места в Ташкенте, куда так стремились бы попасть хоть на какую-нибудь работу. Театр притягивал мастеров и здесь быстро сложился отличный коллектив. Пришла старая гвардия высокопрофессиональных мастеров – отделочников: Василий Калякин, Михаил Колпаков, Василий Якушин, Василий Кудрявцев, Степан Тагарин, представившихся так: «Мы - питерские. Прибыли сюда мальцами с отцами и дедами строить дворец сосланному в Ташкент князю. Прижились тут, да и ремесло свое сохранили». А однажды на стройке появился древний благообразный старец, вошел в кабинет, извлек из заплечноо мешка гору всяких инструментов и стал объяснять: «Я – Никифоров Федор, золотых дел мастер. Украшал золотом иконы во Владимире и Новгороде. Здесь, видимо, тоже понадоблюсь. Вот и инструмент налицо». Именно он первым покрывал позолотой театральные люстры морданским лаком, который изготовил сам.
А хозяином лицевой кирпичной кладки был каменных дел мастер Камил Салимов ,человек, сочетавший в себе высокое мастерство, неумолимые требования к качеству и подлинно народный юмор, обращаясь к начальнику, весело приговаривал: Ну-ка, сощурь один глаз, посмотри по шву на всю длину – до самой Москвы видно!» Его кирпичная кладка с вдавленным швом 10х10 мм. И сегодня уникальна.
А двое других мастеров наоборот были молчаливы. Это Михаил Карабанов и Василий Шацкий, который на примитивных станках собственного изготовления организовали переработку нескольких тысяч м2 дубовой заготовки на паркетную пленку и много часов колдовали над варкой асфальтовой мастики для паркетных работ.
Не было на стройке корыстных или равнодушных людей. Если такие и попадали, то вскоре увольнялись, т.к. здесь работало много прекрасных мастеров, вложивших в это здание вдохновенный труд и глубокую мудрость профессионального опыта.
Время было тяжелое, военное, не хватало материалов, а строить надо. Настал момент покрывать, но нет ни мела, ни красителей. Прослышав про это в дело вмешался резчик по мрамору Болта Джураев. На следующее утро, на строй площадке закурилась напольная печь, сложенная из обломков мрамора. Болта колдовал над нею до ночи, а потом обожженным мрамором заполняли бочки, залили водой и плотно закрыли. Через 3 дня Болта вошел в кабинет начальника и поставил на стол косу со «сметаной», хитро приговаривая: «Это не кушать! Этим стены покрывать будем. Не то что клеевой, масляной краске не уступит!» Он выжег мраморную известь, о которой сейчас может никто и не знает. В другой раз тот же Болта Джураев ухитрился разрешить проблему с нехваткой мрамора. Мрамор возили из Газгана и запасы его уже истощались. При очередной поездке за камнем, Болта встретил старика, который рассказал ему о заброшенной каменоломне черного мрамора. Так, в Ташкент доставили 3 блока, немало удивив Щусева таким подарком. После обработки мрамор заиграл. Был он черный с белыми прожилками и золотыми вкраплениями. Этот мрамор пустили на верхний поручень парадных лестниц.
Все участники этой стройки были как одно сердце и одна душа. Каждый вносил свой вклад в общее дело, ставшее для каждого дорогим и близким. Начальником строительства был назначен молодой 25-летний Леонид Пикман, оставивший для нас свои воспоминания, благодаря которым мы можем заглянуть в прошлое. Его сын Евгений, спустя почти 30 лет нес эстафету отца, руководя реконструкцией театра в 1971-75 гг., когда здание одевалось в привычный для нас наряд. Облицовывали мрамором колоннады и пилоны, гранитом цоколь и стилобат. Тогда было завершено осуществление мечты Щусева, которому здание театра рисовалось в его творческой фантазии, как огромный мраморный ларец, вроде сказочных дворцов, что описаны в поэмах Навои. К тому же, здание стало сопровождающей национального орнаментального искусства. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук усто, который своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. Недаром, гости, посещающие наш театр, единодушно восклицают: «Вот это работа! Это же на века сделано. Какая красота!»
Большая часть архитектурного декора была выполнена всеобщим любимцем, добрым, мудрым усто Ташпулатом Арсланкуловым, который даже японских рабочих обучил резьбе по ганчу и сделал своими учениками.
На сцене театра развивались и обретали творческую зрелость оперные и балетные спектакли. Это дерзновенные постановки русской классики «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» на узбекском языке в 1947-1948 г. , и первый классический балет «Лебединое озеро» в 1950 г., и полноценные оперные спектакли, «Фарход и Ширин», «Тохир и Зухра», являющиеся во все времена жемчужиной национального репертуара театра.
Эстафету старшего поколения артистов достойно несли мастера среднего поколения. Народная артистка С.Кабулова, С.Ярашев, Д.Низамходжаев, С.Беньяминов, И.Юсупов, В.Васильев, Г.Хамраева, В.Проскурина, Н.Якубова, засл.арт. А.Азимов, Р.Кучликова, О.Кучликова, Т.Данилова и др. Да разве расскажешь все обо всех в нескольких строчках!
Как быстро летит время… ГАБТ уже 17 лет живет и работает в новом тысячелетии, обновляя свои возможности и по-прежнему сохраняя за собой статус ведущего театра нашей страны. Люди 21 века не забыли об уникальности здания театра, ы 2010-2015 гг. была произведена большая реконструкция, позволившая не только укрепить старый фундамент, но и значительно расширить и обновить все театральные помещения. Драгоценный ганч и фрески такие были реставрированы и для посетителей вновь засияла красота уникальной национальной резьбы.
Зданию ГАБТа 70 лет!
Это и много, и мало. Много, потому что это целая человеческая жизнь. Среди работников театра были и есть такие, кто пришел еще в самом начале и остался в театре на всю жизнь. Мало, потому, что такой удивительной, необычайной, краткой истории зарождения, становления и развития нет ни у одного другого театра.
Что пожелать Тебе, Большой?
Пожалуй, вдохновения, исполнения творческих планов и, конечно много премьер! Ведь искусство вечно! В наш сложный век оно способно нести сердцам людей красоту, любовь и добро, поднимать нас над обыденностью, открывать очи сердец наших, делать нас лучше и чище.
Материал подготовила Зав.музея ГАБТ им.А.Навои Юлия Серякова
6 ноября 2017
Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru
Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram: https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz