Андрис Лиепа: "Нужно обновлять репертуар"

Такие премьеры случаются нечасто. Народному артисту России Андрису Лиепе, с января возглавившему балет ГАБТа имени Алишера Навои, удалось пополнить репертуар одним из самых знаменитых шедевров классики - "Баядеркой".

Первое действие - динамичное, богатое на экзотику и чрезмерность страстей, которые живо отражала и игра оркестра под началом Бобомурада Худайкулова. Сразу ярко себя проявили в главных (и потенциально коронных) партиях заслуженная артистка Надира Хамраева и Улугбек Олимов. С легкостью исполняя прыжки и па, они не забывали и об актерских задачах, наполняя образы то радостью, то скорбью. На их фоне непросто придется молодым солистам Ширин Хасановой и Бекзоду Акимбаеву из второго состава и расслабленному радже (Замир Фазлутов) с тяжеловатой на подъем дочерью (Мадина Юсупова). Не менее громкие аплодисменты заслуженно сорвала только тройка артистов с барабаном: Сардор Садинов и Камрон Имамов (сменяли друг друга и в роли Золотого божка), Алибек Хожабергенов и Анастасия Кистанова отплясывали так, что их энергетика буквально передавалась зрителям. Запомнились и неузнаваемые в гриме Андрей Немировский (брамин) и Равшан Чарыев (факир).

Однако впечатление от спектакля было бы иным, не сменись бурный первый акт спокойным и монохромным вторым - картиной "Тени", одним из эталонов мировой хореографии. Когда на освещенную по-особому сцену медленно, такт за тактом спускались тени - 24 балерины в одинаковых белоснежных пачках, в зале наступила удивительная для наших театров тишина. Даже беспокойные соседи вдруг замолчали - настолько зачарованы все оказались этим пронзительно красивым и одновременно простым зрелищем. Можно лишь догадываться, сколько сил потратили на то, чтобы добиться чистоты, синхронности движений и стройности рядов. Ста процентов пока не вышло, но результат близок к настоящей поэзии, а потому оправданы овации за такой бенефис кордебалета.

Работать еще есть над чем, но уже ясно: такого наш театр не видел давно. "Баядерка" - действительно балет высокого уровня с не одной мощной сценой, достойный традиций Большого, который можно с гордостью показывать ценителям жанра. Сочетание эмоциональной составляющей и выразительной хореографии создает ощущение по-настоящему масштабного произведения искусства.

О том, как это стало возможным, - интервью с Андрисом ЛИЕПОЙ.

- Предваряя вопрос о том, почему я сменил народного артиста России Фаруха Рузиматова в качестве руководителя балета ГАБТа, отвечу сам, - начал беседу Андрис Марисович. - Обошлось без интриг, дело только в нехватке у него времени - он продолжает танцевать, потому часто ездит с выступлениями. Фарух сам предложил мне. Мы давно знакомы, одного возраста и воспитания, и я уже не танцую, могу совмещать собственные проекты с постоянной работой здесь. С января почти постоянно нахожусь в Ташкенте, мне здесь очень комфортно.

- В прошлом году вы поставили у нас "Жар-птицу" и "Шахерезаду". Как выбирали следующий балет?

- Еще тогда договорился с директором ГАБТа, что новой совместной работой должна стать классика XIX века. В 2018-м мир отмечал 200-летие со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, дань уважения памяти которого и решили отдать. А у вас никогда не шла его прекрасная "Баядерка", только в 1963-м показывали картину "Тени". Вдохновением для создания трагедии послужили индийская легенда, описанная в драме поэта Калидасы "Шакунтала" и балладе Гете "Бог и баядерка". Либретто написал Сергей Худеков. Сюжет очень прост и романтичен: есть двое влюбленных - танцовщица и воин, а также третья, чьи чувства юноша не разделяет, но его вынуждают жениться на ней.

Очень люблю это произведение и хочу, чтобы зритель полюбил его так же. Что дорого самому, то и предлагай аудитории - одна из главных идей, которым следую в творчестве. Видел постановку много раз, но в последнем акте каждый раз все равно перехватывает дыхание. Чувства переполняют. Музыка Людвига Минкуса - автора "Дон Кихота" - не похожа на симфонические мелодии Чайковского или Стравинского. Однако это одна из красивейших балетных партитур, ведь он писал специально для сцены, чтобы под нее было хорошо танцевать. Мои педагоги называли ее "дансантной".

Сложнейшая постановка, в которой и сам выступал в нескольких вариантах. Уровень труппы ГАБТа должен вырасти на подобном академическом материале, и за четыре месяца работы над ним видно, что так и происходит. Конечно, хочется большего, но ведь этот процесс подобен цветению - оно не происходит сиюминутно. Например, представленные в декабре премьеры сегодня уже совсем другие - все артисты за прошедшие месяцы вжились в образы.

- Как шла работа над спектаклем?

- Премьера его прошла в Санкт-Петербурге в 1877 году, когда у публики имелось меньше развлечений, потому больше трех часов в театре не были проблемой. Сейчас иначе, и наша постановка идет около двух часов. Сократил некоторые фрагменты, в частности отдельные массовые сцены, включая знаменитый Танец с попугаями. Причина - нехватка артистов.

Это один из самых населенных спектаклей Петипа. Задействовали в нем всю труппу, но требовалось больше. Благодарен Высшей школе национального танца и хореографии - дали учеников. Для них - хороший опыт, для нас - возможность растить для себя молодежь. Там много талантов, которые старательно учатся и готовы выступать наравне с профессионалами. Собрали два полноценных состава. С труппой хорошо поработали мои ассистенты - заслуженная артистка России Светлана Романова, с которой выступал еще в "Кремлевском балете", и Мария Левицкая, с марта ставшая балетмейстером-постановщиком ГАБТа. Им тоже приятно было заниматься с коллективом, где все хотели показать требуемый результат, потихоньку преодолевали трудности и старались справиться.

Привлекли и других российских коллег: художник-постановщик - народный художник Вячеслав Окунев, а с костюмами также помогала Елена Нецветаева-Долгалёва. Сами декорации и наряды делали здесь. Думаю, качество достойное. Даже слон для одной из сцен есть! Все мы взрослые, понимаем, что перед нами бутафория, но все равно хотим поверить в сказку, за тем и приходим в театр.

- С какими сложностями столкнулись?

- В ГАБТе идет много спектаклей и, соответственно, большая загруженность артистов. Это ответственность. При таком графике сложно осваивать новые постановки. В нынешнем месяце нам освободили на время зал, чтобы заранее выставить декорации и свет к премьере. Надеюсь, что решим вопрос и с репетиционным залом. Дело упирается в финансы.

Сложности есть, но я сотрудничал со многими театрами мира и не вижу тут ничего необычного по сравнению с остальными. Спросите артистов балета где угодно, все назовут те же проблемы - нагрузки, зарплата, пуанты. И как заставить их хорошо работать? У нас мало рычагов воздействия, кроме внимания. Надо их правильно мотивировать, направлять, давать замечания и показывать личный пример.

- Есть ли планы выехать с театром на гастроли?

- Очень хочу вывезти новые постановки. В целом нужно обновить репертуар, декорации, костюмы, чтобы отправлять труппу за рубеж, чтобы ее с интересом принимали на мировом уровне.

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 82 (29045) от 23 апреля 2019 года.

23 апреля 2019

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz