ИСТИНА СТРАСТЕЙ КАК ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА

 На днях после большого вынужденного перерыва почти в семь месяцев Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои вновь представил публике один из лучших спектаклей репертуара – замечательную оперу выдающегося итальянского композитора Пьетро Масканьи «Сельская честь».

Несмотря на неспокойную пандемическую обстановку, энтузиасты оперного искусства с полным соблюдением положенных пандемических норм безопасности в достаточно обильном количестве посетили этот спектакль и с непрерывным сопереживанием восприняли все напряженные перипетии действия, наградив исполнителей и постановщиков в финале горячими аплодисментами.

 Уже само по себе то, что одна из самых непростых опер мирового репертуара – «Сельская честь» в недавно обновленной версии активно и страстно живет на сцене ГАБТ имени А. Навои и даже в сложной атмосфере пандемии собирает благодарных зрителей – необычайно важно само по себе. Но и истинно высокое качество постановки и исполнения этого спектакля вызывает огромное уважение. Вспомним еще раз, что это произведение, созданное в последней трети XIX века стало одним из первых, кто раскрыл на оперной сцене жизни и судьбы отнюдь не высокородных героев, а представителей простого народа. Жители небольшой сицилийской деревни оказались в масштабности своих душевных переживаний и истине страстей ничуть не уступающими «привычным» для традиционной оперы герцогиням и принцам. Это новое течение, получившее красноречивое название «веризм» (от итальянского слова «веро» - «правда»!), раскрыло людские характеры в полном комплексе их противоречий. Самое удивительное свойство «Сельской чести» как классического примера «веристской оперы» - это тот факт, что ни один из ее героев не может быть признан как бескомпромиссно положительный герой. Буквально у каждого в противоречивом столкновении устремлений и поступков – и своя правда, и острейшее нарушение многих важных принципов, в результате которого события в своей катастрофичности буквально обрушиваются на героев, опустошая души, сметая судьбы...

«Сельская честь» Пьетро Масканьи – это особое предостережение нам, сегодняшним, в наш бурный век значительного и горького излома всех нравственных понятий и устоев. В течение одного праздничного пасхального дня, когда, казалось бы, людские души должны быть особо устремлены ввысь – герои становятся истинными рабами своих разгулявшихся страстей, эгоистических устремлений, озлоблений,     жестокости. Влюбленный в красавицу Лолу молодой Туридду уходит в солдаты, а вернувшись, узнает, что Лола предпочла его богатому возчику Альфио. Чтобы заглушить горечь, Туридду пытается найти утешение в новой любви к Сантуцце. Но Лола и в статусе выгодного замужества не желает уступать Сантуцце своего Туридду, к которому, как и прежде, устремлена страстным порывам. А Сантуцца, не дождавшись от Туридду раскаяния в измене, проклинает его в день светлого праздника, да еще раскрывает правду об измене Лолы ее мужу Альфио... И ход событий предопределён, а этот классический «треугольник страстей» становится в опере главным, мощным, несокрушимо предопределяющим всю трагичность ситуаций. Музыка Масканьи высоко драматична, она полна контрастов, всплесков и обвалов, надежд и крушений. И ключ к раскрытию драматургии этой оперы вовсе не прост и не однозначен.

 Постановка этого спектакля, которую осуществил один из ведущих мастеров, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним –   всеми своими построениями, большими и малыми штрихами и деталями  предельно заостряет заложенный в музыке «суперконфликт». Устремленный к раскрытию истинно общечеловеческой Правды этого произведения, постановщик избегает и искусственной мелодраматизации, и «ультрамодного» псевдоосовременивания обстановки и облика героев. Понимая и ценя истинный уровень  страстей оперы вообще, а «Сельской чести» - в особенности, режиссер не одевает героев в джинсы и мини-юбки, не спекулирует на «низменно-вульгарных» приемах раскрытия действия. Поначалу кажется, что Андрей Слоним просто раскрывает во всей полноте один день жизни сицилийской деревни позапрошлого века. Но психология, динамика чувств и   поступки героев, вполне соответствуя нашему сегодняшнему мироощущению, увеличивают напряжение с каждым моментом. Вскрываются непреодолимые противоречия, опустошая души героев, ослепляя их. Герои излучают мощную энергетику, активно взаимодействия, переплетая друг с другом взрывы своих эмоций.  И от этого спектакль в каждый момент своего действия воспринимается со все возрастающей напряжённостью, с особым взрывом трагедийности рокового финала. Детально проработанный с каждым солистом интонационный и пластический рисунок роли – будит в каждом талантливом исполнителе активное стремление вершить жизнь своего героя и по законам авторской музыкальной партитуры, и по законам правды действия. И спектакль истинно живет своей жизнью, находя живой и страстный отклик в душе каждого зрителя.

Дирижер спектакля Бобомурод Худойкулов органично раскрывает свой замысел и в богатстве звучания партитуры, и в убедительном соответствии темпоритмов, штрихов и оттенков общему замыслу спектакля. Оркестр звучал насыщенно, красочно и динамично, живя вместе с героями во все моменты действия спектакля. Нельзя не отметить и высокий уровень вокальных возможностей всех пяти героев спектакля – и эмоциональное, красивое и действенное пение наполняет и каждый образ, и каждый момент действия в сочетании и единении с убедительным артистизмом жизни на сцене каждого солиста в образе своего героя и в общении с партнерами.

   Опытная и талантливая Анастасия Юдина насыщает свою Сантуццу и необыкновенной страстностью, и некой странной одержимостью своим чувством, перерастающей почти в навязчивую идею во что бы то ни стало «присвоить» Туридду, который в своей нерешительности буквально «запутался» в своих чувствах к обеим героиням. Обладая красивым меццо-сопрано, А.Юдина следует общемировой традиции, согласно которой образ Сантуццы успешно воплощается, как и крепкими сопрано, так и выскокими меццо-сопрановыми голосами. Она убеждает в каждый момент своей героини на сцене, ни на миг не допуская ни заземлённости чувств, ни преувеличения красок и штрихов. Даже в момент, когда она в исступлении говорит Альфио об измене его жены с Туридду – Юдина соблюдает и высокий уровень экспрессии, и меру и вкус – и образ ее от этого выигрывает в полной степени в своей истине страстей. И как во всей правоте, так и неправоте – вызывает искреннее ежеминутное сопереживание.

   Туридду в исполнении  молодого солиста Бекзода Садыкова – очень юн, и по-юношески неразборчив в жизненных обстоятельствах. Сохранив свое влечение к уже замужней Лоле, он почти без сомнения поддается ее власти и полноте воздействия на его душу. А к Сантуцце он, как видно, тоже питает достаточно теплые чувства – но... Но клубок роковых обстоятельств завихривает и его судьбу в роковые противоречия. И не зная, что ответить Сантуцце на ее справедливые упреки в неверности ей, он отвечает лишь раздражением и насмешками. Красивый плотный голос молодого певца становится хорошим средством для раскрытия им столь противоречивых чувств. Сопереживать ему в каждый момент также отрадно. Только подход к грани земной жизни заставляет его Туридду резко опомниться, одуматься, но – увы! – слишком поздно! А последнее прощание с матерью, когда он осознает всю безысходность – воспринимается зрителем буквально с комом в горле...

   Самодовольный возчик Альфио – несомненная удача другого молодого солиста – Ришата Решитова. Его мощный баритон излучает вначале полное довольство и успокоенность, а когда он из уст Сантуццы узнает об измене жены – ярость его безгранична. При роковом объяснении с Туридду он ироничен и самоуверен в однозначности своей победы над зарвавшимся юнцом. Да, опера носит ироничное название «Сельская честь» - ведь во всем «частоколе» далеко не честных поступков героев кодекс «чести» в своеобразии их понимания – незыблем даже в этой сицилийской деревне...

   Ярко и красочно раскрывает Рада Смирных образ матери Туридду – Лючии. Ее в этой деревне все почтительно называют «мамой», как самую мудрую и житейски многоопытную главу одного из родов этой деревни. Она весьма жестка по отношению к Сантуцце вначале, когда осуждает ее внебрачную связь с сыном. Но узнав от Сантуццы еще более нелицеприятную правду – проникается к ней сочувствием и теплом. Однако,  и она, к сожалению, замкнувшись в своем привычном мирке – не успевает осознать грозность событий и предотвратить кровавую развязку и гибель сына...

 В роли своенравной и обаятельной Лолы, не признающей никаких пределов в своей устремленности к властью над Туридду – вполне убедительно дебютировала молодая солистка Валерия Шароватова. Трудную задачу  воплощения многих черт сластолюбивой и эгоистичной Лолы Шароватова воплотила вполне достойно. Она убедила и раскованностью страсти, и тем, что ни на момент не впала в возможную вульгарность, представив свою героиню убежденной «праведницей» в общественном мнении, поскольку она грешит только тайно, скрыто от прямых взглядов. И только жестокая пощечина обманутого мужа в финале и гибель Туридду в поединке с Альфио – страшно отрезвляет ее в общем финале обрушений и безысходности...

   Прекрасным действующим лицом спектакля предстал и хор. Отлично звучащий, динамично живущий на сцене, он был очень органичен и в двух народных сценах первого и второго актов, и особенно замечательно прозвучал в знаменитой пасхальной мессе. Великолепная работа главного хормейстера, Народного артистам Узбекистана Сулеймана Шадманова и хормейстера Натальи Куприяновой воплотилась в том, что хор театра достойно выполнил все указания постановщика и предстал полноправным и ярким участником спектакля. А народные сицилийские подтанцовки, поставленные заслуженной артисткой Узбекистана Аминой Бабаджановой, хор выполнил очень обаятельно и с хорошей исполнительской отдачей. Артисты миманса и детская группа также внесли свои живые штрихи в жизнь этого замечательного спектакля.

По окончании зрители горячо отблагодарили участников и постановщиков за этот особенный спектакль, который в каждый момент вызывал напряженное сопереживание, а все кульминационные моменты трогал с особой остротой. Так подаренная каждым участником этого спектакля истина страстей стала удивительным праздником творчества, который, несомненно. надолго запомнится многочисленным ценителям оперного искусства.

 

Максим ЧЕРНОГАЕВ.

Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО.

26 апреля 2021

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram:  https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz