"Минувшие дни" в современной эстетике

Многоцветьем красок и напевов приятно удивила опера "Кумуш", премьера которой в ГАБТе имени Алишера Навои стала по-настоящему удачным подарком по случаю 125-й годовщины со дня рождения Абдуллы Кадыри. Обошлось без лишнего пафоса, а потому спектакль получился живой и эмоциональный.
…На занавесе-экране сменяют друг друга кадры с видами нашего края в прошлом, а то и позапрошлом столетии. Звучат вступительные слова рассказчика, переносящие зрителей в эпоху прадедов, в "Минувшие дни" - так называется первый узбекский роман, ставший основой для постановки. Но, как и по-прежнему популярный у читателей оригинал, опера лишена "нафталинового" привкуса. Это становится понятно, едва начинается первая сцена - массовая, наполненная светом и энергией, в неожиданно современных декорациях, эффектность которых не передается на фото, но ощущается в зале. Позже появятся и расписной айван, и ханские покои, а сейчас на фоне зеленой долины отмечают Навруз - поет и танцует народ в традиционных рубахах и платьях, цветастых чапанах и тюбетейках. Играют карнаи, веселятся масхарабозы, возвышаются над толпой канатоходцы. И все это под колоритную и легко ложащуюся на слух музыку, переливы которой до конца спектакля будут убеждать в изобретательности композитора. Но о нем чуть позже.

В атмосфере весеннего праздника мы и знакомимся с героями оперы Кумуш и Атабеком. Эти роли позволили с новой силой раскрыть талант ведущих солистов Малики Норматовой и Рустама Алимарданова, без звонких голосов и актерской игры которых лирическая история не заиграла бы такими красками. У обоих уже большой опыт, причем нередко в дуэте: они исполняли Зульфию и Хамида Алимджана в "Садокат", Ойхон и Чупона в "Проделках Майсары", Лейли и Меджнуна в "Хамсе". Сработались.

Хорошо подобраны и остальные солисты - Саида Мамадалиева, Джабраил Идрисов, Дильбар Салихджанова, Исмаил Джаббаров, Феруза Юсупова и другие, выступавшие как единый ансамбль вместе со всеми артистами и музыкантами. Однако отдельно стоит выделить лауреата премии "Нихол" Гульнар Альджанову. Мастерство, с которым она воплотила не столь большую, но драматичную роль несчастной Зайнаб, оценила публика. Аплодировали ей не меньше, чем главной паре.

- В день первого показа в зале царила тишина, люди внимательно наблюдали за действием и не оставались к нему равнодушными - это самое главное, - сказал после премьеры заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов. Он родился и делал первые шаги в профессии в Ташкенте, а вот уже 31 год служит режиссером в знаменитом Мариинском театре. С коллективом нашего ГАБТа в 2018-м представил оперу "Демон" Антона Рубинштейна, где применил не одну оригинальную находку. И вернулся снова, чтобы поработать над "Кумуш". - Постарался выстроить постановку в новой, актуальной эстетике, ведь старая отжила свое, и потому сейчас надо семимильными шагами развивать театр, выводить его на мировой уровень. Благодарен дирекции Большого, которая приложила огромные усилия для создания спектакля.

Усилия понадобились, потому что путь этой оперы к зрителю был непростым и поразительно долгим. Еще в 1988 году написали ее два заслуженных деятеля искусств Узбекистана - композитор Мирсадык Таджиев и драматург Иззат Султан. Но в силу разных обстоятельств до постановки тогда так и не дошло. Увидеть "Кумуш" на сцене при жизни не довелось, увы, ни одному из авторов…

Государственный академический Большой театр имени  А. Навои обратился к произведению в 2017-м, сразу доверив его Иркину Габитову. Он и другие постановщики посчитали нужным переработать "Кумуш" с учетом требований времени и оперной драматургии, четче обрисовать центральные образы, особенно заглавный. Роман "Минувшие дни" насыщен событиями, персонажами и смыслами, однако как вместить все его содержание в один спектакль? Потому в театре ключевой сделали лирическую линию - о любви благородного Атабека и верной Кумуш, противостоящих недругам и напастям как свет противостоит тьме.

С верностью основным идеям оригинала и согласовывая изменения с семьей Кадыри, новое либретто создал народный поэт Усман Азим, а музыку - брат М. Таджиева, тоже композитор и заслуженный деятель искусств Мирхалил Махмудов. Широкая публика хорошо знает его мелодии из десятков фильмов, включая "Бабушка-генерал", "Бунт невесток", "Абдулладжан, или посвящается Стивену Спилбергу" и - символично - "Минувшие дни". "Кумуш" - достойное продолжение этого ряда.

Состояться спектаклю помог большой коллектив, включая оркестр под управлением молодого дирижера-стажера Камолиддина Азимова и музыкального руководителя - заслуженного деятеля искусств Фазлиддина Якубджанова, хор во главе с народным артистом Сулейманом Шадмановым. На славу потрудились сценографы под началом художника-постановщика - заслуженного работника культуры Зубайдулло Батырова и художника по костюмам Лобар Палвановой. Свою лепту внесли и спонсоры - компания "Sothis Aegis" и Международный фонд Шодиева.

- К сожалению, не так часто слышим новые узбекские оперы. Очень скучаем, так как за прошлые десятилетия создано много хороших сочинений этого жанра. "Кумуш" отличается от них, в том числе более современным языком музыки. Не довелось ознакомиться с изначальным вариантом Мирсадыка Таджиева, постановка по которому могла получиться иной. Но и нынешняя, ставшая данью уважения его памяти, - большая творческая победа, - поделилась мнением художественный руководитель и главный дирижер оркестра "Согдиана", профессор Государственной консерватории Узбекистана, заслуженный деятель искусств Фируза Абдурахимова. - Это дебют за театральным дирижерским пультом нашего выпускника Камолиддина Азимова, учившегося и у меня, и у Мирхалила Махмудова. Я очень внимательно наблюдала за тем, как он ведет музыкантов и артистов, и порадовалась, что ему удавалось все держать в своих руках. Чувствуется увлеченность коллектива в стремлении понятно пересказать одно из самых известных национальных творений. Драматургия выстроена так, что повествование сумели завершить на нужной - и очень высокой ноте. Видно, как постарались авторы, как дополняют друг друга артисты, профессионально сделана инструментовка и притягательна сама мелодика, в ней нет ничего чуждого. Приковывают внимание декорации, благодаря которым ты словно оказываешься внутри истории. Конечно, в таком монументальном искусстве, как опера, нужно время, чтобы монолит произведения сложился окончательно, но уверена: "Кумуш" завоюет любовь зрителей.

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №235 от 20.11.19.

 

20 ноября 2019

Галерея

Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/