Опера в четырех действиях семи картинах.
Композитор: Дж.Верди.
Либретто: А.Гисланцони, по сценарию О.Мариэтта.
Режиссер-постановщик: народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат Гос. премии, профессор Фирудин Сафаров
Дирижер: народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева
Художник-постановщик: заслуженный работник Узбекистана Зубайдулло Батыров
Художник по костюмам: Лобар Палванова
Хормейстеры: народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, Наталья Куприянова
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут.
Была написана по просьбе египетского хедива Измаила-паши в 1870 году.
Премьера состоялась в Каире в декабре 1871 года и была приурочена открытию Суэцкого канала.
Первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1960 году.
Последняя постановка на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 2016 году.
Сюжет
Война между Египтом и Эфиопией. Дочь египетского царя Амнерис влюблена в начальника стражи Радамеса, которому вскоре предстоит возглавить в качестве полководца египетское войско. В услужении у Амнерис находится рабыня Аида, которую с Радамесом связывают взаимные чувства. Никто не знает, что Аида на самом деле – дочь эфиопского царя Амонасро.
Радамес отправляется в военный поход. Мстительная и коварная Амнерис, чувствуя, что сердце возлюбленного принадлежит другой, с помощью хитрости и коварства узнает о том, что ее соперница – Аида. Амнерис приказывает Аиде забыть Радамеса иначе – ее месть будет жестокой.
Возвращаются с победой египетские войска, среди взятых в плен эфиопов находится никем не узнанный царь. Аида, увидев отца, бросается к нему. Радамес в качестве награды за победу просит египетского царя освободить взятых в плен эфиопов.
В результате разговора с отцом Аида оказывается перед выбором – спасти свою страну и доказать свою дочернюю любовь и преданность Родине, но предать возлюбленного и выведать у него план нового нападения, или - остаться верной любви, но отречься от отчизны и отца. В ловушке оказывается и Радамес – бежать с возлюбленной и оказаться предателем или отказаться от своей любви. Уступая силе чувств, Радамес соглашается бежать и выдает военную тайну. Этот разговор подслушан Амонасро – царем Эфиопии и Амнерис, которая в гневе призывает верховного жреца и стражу. Аида и Амонасро вынуждены бежать.
Амнерис обещает Радамесу спасение и все блага мира, если он отречется от любви к Аиде, но ему не нужна жизнь без любви и чести.
Египетский суд жрецов приговаривает предателя Радамеса к заточению и смерти в мрачном подземелье. Вместе с ним там же оказывается и Аида, которая после гибели отца, решает разделить участь возлюбленного. Влюбленные обречены, но впервые счастливы: они вместе.
Амнерис в безнадежной молитве сражена горем.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Дворец египетского фараона. Верховный жрец Рамфис сообщает о появлении у границ Египта эфиопов. Радамес жаждет назначения полководцем, который поведет войско на врагов: он надеется после победы выпросить свободу для горячо любимой им Аиды – эфиопской рабыни, прислуживающей дочери фараона Амнерис. Но сама Амнерис любит Радамеса. Его равнодушие вызывает у Амнерис ревнивые подозрения. В зал приходят фараон, жрецы и военачальники. Гонец приносит весть о приближении армии эфиопов. Фараон объявляет о том, что боги избирали военачальником Радамеса. Амнерис вручает ему знамя Египта. Придворные расходятся. Одинокая Аида не знает, о чем ей молить богов: если они дадут победу египтянам, то погибнет ее отец – царь Эфиопии Амонаср, если же победит отец, то погибнет горячо любимый ею Радамес…
Картина вторая
В храме происходит церемония освещение меча Радамеса на алтаре богов. Все желают полководцу скорой победы.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Комната дочери фараона – Амнерис. Она томится любовью к Радамесу, и с нетерпением ждет его триумфального въезда в Мемфис. Прислужницы пытаются развлечь ее пением и плясками. Оставшись, затем, наедине с Аидой, мучимая ревностью Амнерис начинает испытывать свою рабыню: сначала Амнерис говорит, что Радамес убит на войне и Аида вотчаянии; тогда Амнерис уверяет, что пошутила – Радамес жив! Аида ликует, чем невольно выдает себя… Амнерис клянется уничтожить дерзкую рабыню, которая посмела стать ее соперницей!
Картина четвертая
Торжественный въезд Радамеса и его победоносных войск в Мемфис. Фараон обещает исполнить любую просьбу Радамеса. Среди пленных Аида видит своего отца – царя Эфиопии, который выдает себя за обычного пленника.
Радамес просит у фараона свободу для пленных. Жрецы протестуют, требуя оставить заложниками Аиду и ее отца. Фараон соглашается с жрецами, а Радамесу он предлагает руку своей дочери и назначает его своим преемником. Амнерис ликует, Аида убита горем.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина пятая
Храм богини Изиды у Нила. Ночь. Верховный жрец Рамфис ведет в храм Амнерис: всю ночь перед свадьбой с Радамесом она должна молиться богине!
На опустевшем берегу появляется Аида – она должна встретиться здесь с Радамесов. Вслед за нею приходит ее отец Амонаср. Он уговаривает Аиду узнать у Радамеса свободный путь, по которому в Египет сможет беспрепятственно вторгнуться эфиопское войско. Аида с трудом соглашается. Пришедшего Радамеса она склоняет к бегству в Эфиопию и задает ему роковой вопрос – какой путь свободен?
- «В ущелье Напата», - сообщает Радамес. И тотчас же появляется подслушивавший Амонаср. Радамес в отчаянии – он открыл врагу военную тайну! Амонаср и Аида склоняют Радамеса к беству, но появляются Амнерис и Рамфис... Стража преследует беглецов, Аида и Амонаср скрываются, а Радамес добровольно отдает себя в руки верховного жреца.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Картина шестая
Радамес должен предстать перед судом жрецов. Амнерис приходит в храм, чтобы спасти от гибели любимого. Она просит его отказаться от Аиды, но Радамес непоколебим – он любит Аиду! Разгневанная Амнерис возвращает Радамеса в темницу. Для суда над Радамесов собираются жрецы; они предъявляют Радамесу обвинение в измене и присуждают его к смертной казни.
Картина седьмая
Подземелье храма. Здесь замурован Радамес. Перед смертью он вспоминает об Аиде. Внезапно слышится чей-то стон – это Аида, которая тайком пробралась в подземелье, чтобы умереть вместе со своим возлюбленным. Целуя Аиду, ловя ее дыхание, Радамес понимает: измученная, раненная во время бегства, она умирает. Вскоре он уйдет вслед за ней. Но, обреченные, они впервые счастливы: они вместе.
А над их головами, рухнув в безнадежной молитве на каменные плиты храма, лежит в траурной одежде сраженная горем Амнерис.