ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Церковь Сант-Андреа в Риме. Здесь прячется бежавший из крепости политический узник, бывший консул Римской Республики – Чезаре Анджелотти. Именно тут, в часовне его сестры – маркизы Аттаванти, - спрятано платье для его побега и дальнейшего укрытия.
Художник Марио Каварадосси пишет в церкви образ Магдалины. Её черты явственно напоминают образ маркизы Аттаванти, часто молящейся здесь. Этим фактом сходства возмущён Ризничий, считающий кощунством воплощать в святом образе земную красоту прихожанки. А сам художник доволен этим сходством – он был действительно вдохновлен образом прекрасной незнакомки. Но его душа и сердце принадлежат прекрасной певице Флории Тоске. После ухода Ризничего Марио с изумлением обнаруживает спрятавшегося в часовне Анджелотти. Накормив своего друга, он обещает ему помощь и поддержку. Приход прекрасной Флории Тоски заставляет беглеца вновь скрыться в часовне. Флория спешит увидеть любимого, но его необычное поведение вызывает у неё ревнивые подозрения, которые усиливаются замеченным ею сходством Магдалины с маркизой. Только пылкие уверения Каварадосси успокаивают её.
После ухода Тоски художник предлагает своему другу спрятаться на его вилле. В случае опасности там можно укрыться в тайной нише колодца. Из крепости раздается пушечный выстрел – знак того, что побег обнаружен. И Каварадосси спешит переправитть Анджелотти в убежище.
В соборе появляются шеф полиции Скарпиа и его подручные, разыскивающие бежавшего узника. Обнаруженный в капелле веер с инициалами маркизы Аттаванти и пустая корзина из-под еды художника наводят Скарпиа на след. В церковь возвращается Тоска. Используя найденный веер и сходство Магдалины с маркизой, Скарпиа умело разжигает в ней новый всплеск ревности. В негодовании Флория отправляется на виллу Каварадосси. Скарпиа посылает за нею трёх сыщиков.
Церковь наполняется людьми. Пришла весть о победе над войсками Наполеона. Начинается торжественное богослужение. Тоска становится невольной участницей сложной игры,в результате которой Скарпиа надеется не только поймать Анджелотти и казнить Марио, но и подчинить своему влечению саму прекрасную Флорию – предмет его тайной страсти.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Какбинет Скарпиа в палаццо Фарнезе. Охваченный любовным вожделением, он передаёт через жандарма Шароне приглашение Тоске срочно явиться к нему. Сыщик Сполетта докладывает о том, что на вилле художника беглец не обнаружен – но сам Марио арестован и приведен для допроса. Художник категорически отрицает все обвинения. Осуждённый на пытку, он успевает сказать вошедшей Флории о ьнеобходимости хранить молчание.
Вкрадчивыми речами пытается Скарпиа выведать у Тоски тайну о том, где скрывается беглец – но всё тщетно. Однако, доносящиеся из застенка крики и стоны возлюбленного лишают Тоску самообладания – и она выдает местонахождение Анджелотти. Полицейские вносят потерявшего сознание Каварадосси. Придя в себя, он обращается с вопросом к Тоске – хранила ли она молчание? Тоска отвечает утвердительно. Но слова Скарпиа, приказывающего обыскать тайный колодец на вилле, открывают ему истину. В гневе Марио осуждает возлюбленную. В этот момент Шароне приносит весть о том, что победа над Наполеоном оказалась мнимой. И армия Бонапарта, разгромив австрийские войска, стремительно приближается к Риму. Воспрянувший Каварадосси бросается на Скарпиа, его схватывают и уводят в тюрьму.
Скарпиа предлагает Тоске коварную сделку. Он сохранит Каварадосси жизнь и свободу, если Флория утолит его страсть. В возмущении Тоска отвергает это предложение. Но коварный Скарпиа неукротим в приступе своей страсти. В отчаянии Флория возносит молитву Творцу, умоляя дать ей силы и защиту. Вошедший Сполетта докладывает о том, что Анджелотти при аресте застрелился, а художник на рассвете будет казнён. И Тоска вынуждена уступить… Скарпиа сообщает о том, что расстрел Марио будет произведён холостыми выстрелами – он дает об этом указания Сполетте. По настоянию Тоски Скарпиа пишет для неё пропуск – с ним она вместе с Марио покинет Рим. В это мгновение Флория незаметно прячет за спиной обнаруженный на столе кинжал. И когда торжествующий Скарпиа хочет заключить её в объятия – она наносит ему смертельный удар. С пропуском в руках, веря в благополучный исход, Тоска спешит спасти любимого…
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Площадка на башне замка Сант Анджело – место казни заключённых. Сюда приводят Каварадосси, которому до казни остался лишь час. В последние минуты жизни он пишет прощальное письмо возлюбленной. Внезапно появляется Тоска. Она рассказывает о предстоящем расстреле – и о гибели Скарпиа. Предчувствуя смерть, Каварадосси до последних минут поддерживает Тоску в ее светлых надеждах.
Перед осужденным выстраиваются солдаты Гремит залп – и Марио падает. Тоска бросается к нему, но слишком поздно убеждается в вероломстве Скарпиа. Каварадосси мёртв. Убийство Скарпиа обнаружено – и Тоску преследуют Сполетта И Шароне. С возгласом: «О Скарпиа, нам Бог – судья!» - Тоска бросается с парапета вниз, готовая там, в ином мире, ответствовать перед Творцом за убийство тирана – и навеки воссоединиться с Марио…
Касса театра: (+99871) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+99871) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+99871) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшан, 28
Тел./факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru
Facebook: https://www.facebook.com/gabtnavoi/
Telegram: https://t.me/gabtuzb
Instagram: https://instagram.com/gabt.uz